Программа вокального ансамбля СОЛО

Пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. К подростковому возрасту, ребята накапливают определённый музыкальный запас знаний и впечатлений. Во время пения укрепляются голосовые связки, вентилируются легкие, укрепляется сердце.

Каждый  человек  обладает разными голосовыми возможностями,  но петь, как правило, хочется всем. На занятиях вокала воспитанник не только обучается грамотному пению, но и обретает уверенность в своих силах и возможностях, раскрепощается, становится  более интересной  личностью.

·       Программа  рассчитана  на  занятия  эстрадным  вокалом  с  подростками возраста  10–18 лет

·       Срок реализации программы -3 года

·       Направленность образовательной программы.

Воспитательная часть программы «Соло», направлена прежде всего на формирование творчески гармонично развитой личность вокалиста (Любой   популярный исполнитель в наше время

-это прежде всего очень интересная личность),а т. к . эстрадный вокал является в настоящее время  явлениемочень

популярным и  притягательным   для  молодёжи, то своей положительной    личностью, приятной  внешностью  и  умением  владеть вниманием, уважением, любовью  и  признанием  зрительских  симпатий, молодые вокалисты- исполнители имеют огромный положительный пример для широких масс своих сверстников.

Основными задачами  учебно-развивающей программыпо  эстрадному  вокалу «Соло» являются:

-занятие   досуга подростков и организация их эстетического и 

музыкального воспитания;

-обучение культуре общения и поведения, и приобретение

вокальных навыков, а также раскрытие подлинного значения  пения, как формы «отражения» духовности;

-сохранение увлечённости искусством пения, развитие потребности «одаривать пением».

·       Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

    Новизна данной образовательной программы в том, чтов основном обучение проходит под профессиональные фонограммы и в репертуар кружковцев входит музыкальные материалы по различным направлениям: эстрадное пение, классика, рок. Кроме индивидуальных занятий по постановке певческого голоса, большое внимание уделяется пению в ансамбле, дуэтах, квартетах и т.д. Учитывая, что пение один из самых любимых видов музыкальной деятельности и в нём заключён большой потенциал эмоционального и познавательного развития, на занятиях можно  воспитывать музыкальную культуру и развивать творческие способности воспитанников, а также стимулировать и помогать талантливым кружковцам в творческих достижениях.

   Данная программа рассчитана на развитие не только интонационного звуковысотного слуха (одна из основных музыкальных особенностей), но и развитию всех других музыкальных способностей – тембрового и динамического слуха, музыкального мышления, музыкальной памяти, в результате повышается творческий потенциал (ко второму- третьему году обучения 70% -80% учеников начинают сочинять музыку, стихи, песни).

Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка – формируются его высшие психические функции, развивается речь, подросток учится взаимодействовать со сверстниками в коллективе вокального кружка

Актуальность  этой  программы:

·       В  помощи  подросткам  само  реализоваться, раскрыть свои способности и таланты, преодолеть скованность  и  неуверенность в себе,  т.е. снятие комплексов, отвлечение подростков от улицы.

·       Воспитание эстетического отношения к окружающему миру через вокальное творчество.

·       «Воспитание певческой культуры подростков, как части их духовной культуры»(по Д.Кабалевскому)

Педагогическая целесообразность программы:

Воспитание  развитой личности подростка, приобщение подрастающего поколения к культуре вокального исполнения, раскрытие творческих способностей личности.

- Создание условий для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям вокала.

Данная цель достигается через следующие задачи:

·       Развивать  фантазию, творческое  мышление, голосовые возможности, умение держаться на сцене.

·       Воспитывать настойчивость, трудолюбие, патриотизм, эстетическое отношение к окружающему миру.

·       Создавать  ситуацию успеха в процессе обучения при раскрытии творческих способностей.

Отличительными особенностями данной образовательной программы являются:

Большое внимание в процессе занятий уделяется обучению сольному пению и постановке певческого голоса. Так как пришедшие на занятия в вокальный кружок  являются так называемыми «подростками-переростками» и не только не имеют представление о певческой осанке, дыхании, интонирова -нии и других музыкальных способностей необходимых вокалисту, но и в большинстве не способны удержать мелодию, подают звук в нос, не слышат ни себя, ни товарища при пении.

В процессе направленного обучающего процесса и индивидуального подхода, кружковцы становятся настоящими «звёздами» на сцене и поют не только сольные песни, но и ансамбли, дуэты, квартеты и т.д.

Программапостроена на интенсивных распевках и вокальных упражнениях по постановке певческого голоса, проговариванию скороговорок, а также на исполнении эстрадных песен караоке в количестве  10 – 12 песен за одно занятие, в процессе чего у молодых вокалистов повышается интерес  к занятиям и  развивается  чувство  музыкального ритма, интонации, развивается песенная дикция. В процессе занятия педагог обращает внимание  на красотуи музыку стиха песни, выделяя некоторые строки песни, говоря о сочетании музыки и слов песни.

Ребятам предлагается  также задание на дом по сочинению песен, что заинтересовывает кружковцев, а также  приносит  хорошие результаты обучения.

·        Перечень репертуара включает различные жанры вокальной музыки: песни, романсы композиторов - классиков, фрагменты опер, народно – песенное творчество, лучшие образцы современной и российской эстрады и рок – вокала.

Главным критерием при отборе репертуара является их духовная ценность, определяемая художественно – образным содержанием, певучестью и благозвучием, вокальной красотою, грациозностью и пластичностью мелодики, звуковым колоритом и др. Учитывается мнение самого воспитанника и его желание исполнить то или иное вокальное произведение.

·        Индивидуальная работа с кружковцами по постановке голоса

·        Пение сольное, дуэты, квартеты, ансамбли.

·        Проведение тематических занятий с прослушиванием музыкального материала : классики,музыки из кинофильмов, музыки различных современныхнаправлений и обязательно вокальных произведений– эстрадных   и  классических.

·        Обучение сценическому движению, как необходимости в наше время, представления  эстрадно – вокального номера, т.е. умения петь и двигаться в ритме пения, свободно держаться на сцене.

·       Обучение эстрадному вокалу через индивидуальную и хоровую форму работы.

В первый годобучения основное внимание уделяется осанке исполнителей, эмоциональности и  выразительности пения,

интонированию и дикции, правильному дыханию при пении.

Во второй год обучения большее внимание уделяется воспитанию эстетического чувства музыкального восприятия. Немаловажную роль играет закрепление полученных вокальных знаний за первый год обучения и развитию творческих

способностей подростков. Работа над гибкостью и пластичностью интонации занимает не маловажное место в процессе второго года обучения.

Также в программу обучения эстрадному вокалу входит изучение нотной грамоты и обучение пению сольфеджио.

В третий год обучения большее внимание уделяется более сложному, чем в предыдущие годы вокальному репертуару с целью повышения исполнительского уровня. Владение голосом, как «инструментом» духовного самовыражения. Большое значение придаётся развитию звукоосмысления, которое содержит в себе весь набор певческих навыков( звукообразования, дикции, дыхания и т.д), а также основные свойства звучания голоса ( диапазон, тембр, регистр.)

Творческое развитие на третий год обучения по данной программе, заключается в воплощении собственных душевных состояний, в звучании голоса, проявлении собственного «певческого чувства», стремлении радовать других людей пением и радоваться самому. Развивается способность «схватывать» образное содержание вокального произведения и видеть возможности его развития.

 Этапы реализации программы:

Подготовительный этап:

·Диагностика голосовых и музыкальных данных воспитанника, определение особенностей голосообразования.

·Формирование правильной певческой осанки

·Работа над певческим дыханием

·Организация атаки звука

·Индивидуальный подход и групповые занятия.

·Распевка

·Проговаривание скороговорок    

·Разучивание различных песен

·Исполнение песен хором

·II   Основной  этап

·Разучивание сольных песен (индивидуально)

·Работа над пением в ансамбле

·Разучивание дуэтов, трио, квартетов

·Постановка песен с танцевальными движениями.

III  Итоговый этап:

·       Участие в концертах, праздниках

·       Индивидуальные сольные выступления

·       Выступление ансамбля, дуэтов, квартетов.

·       Участие лучших вокалистов в городских конкурсах.

Представленная  структура   тематического  планирования  является наиболее приемлемой для данного вида  программы, т.к. отражает принцип преподавания от простого к сложному, подготовка  голосовых связок к нагрузкам, последовательное ознакомление с распевами и другими вокальными приёмами.

                             Формы и режим занятий.

Донная образовательная программа подразумевает работу по подгруппам, индивидуальные занятия и коллективные формы работы.

Программа рассчитана на шесть часов в неделю на группу, из них 4 часа групповая работа и 2 часа индивидуальная.

Содержание занятий на всём протяжении обучения включает в себя: упражнения по постановке певческого дыхания, певческого голоса, работу  над дикцией, исполнение различных по вокальным жанрам произведений, разучивание песен и освоение музыкальной грамоты.

     Формы  организации уроков:

1.     обучающее занятие.

2.     занятие – повторение и закрепления результатов.

3.     занятие подведение итогов и результатов занятий (зачётное занятие).

4.     занятие – концерт.

5.     беседа.

6.     «музыкальная гостиная».

7.    экскурсия

8.    игра

9.    дифференцированное занятие

              10.   концертное выступление

              11.   конкурс

Методическое и дидактическое обеспечение образовательной программы:

1.    Сборники нот детских песен

2.    Сборники нот  композиторов- классиков «Русские романсы»

3.    Сборник нот «Сольфеджио»

4.    Карточки с нотными упражнениями «Сольфеджио»

5.    Нотно – графическое описание упражнений (плакаты - таблицы)

6.    Коллекция фонограмм классической музыки и вокальной в том числе

7.    Коллекция фонограмм  современной эстрадной и рок музыки популярной в данное время

8.    Фонотека дисков и кассет с фонограммами караоке.

9.    Презентации

Качества  личности  подростков,  формируемые  с помощью программы:

·       Взаимопонимание

·       Духовность

·       Творческая устремлённость

·       Самостоятельность

·       Творческая инициативность

·       Сосредоточенность

·       Трудолюбие

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Формы и методы контроля за уровнем образования воспитанников:

·       Сдача  зачётов по вокалу

·       Выполнение  домашних заданий

·       Уроки - концерты

·       Вокальные  конкурсы

·       Фестивали

В процессе  обучения, вокальные  достижения кружковцев, оцениваются руководителем  на зачётных занятиях.

К концу  учебного года обучения планируется подготовить 5 – 6 вокальных номеров ансамбля «Соло» и 10 – 15  индивидуальных

сольных песен.

Результатом реализации программы будет считаться выступление коллектива в концертах, сольные вокальные номера.

Диагностикахода и результатов реализации образовательной программы даёт возможности подведения итогов и планирования дальнейшей результативной работы.

В процессе занятий эстрадным вокалом с подростками, которые не имели навыков исполнительства и музыкального образования, педагог дополнительного образования кружка регулярно проводит смотр результатов обучения в форме  зачётов, конкурсов, концертов.

По итогам зачётных занятий лучшие воспитанники  принимают

участие  в городских конкурсах юных талантов.

Успех реализации вокальной программызависит от обучения подростков на основе уровневого подхода.

1-й уровень - одарённые дети с ярко выраженными музыкальными способностями.

2-й уровень - дети с не ярко выраженными музыкальными способностями.

3-й уровень - дети со слабыми музыкальными способностями, требующими к себе особого внимания и подхода.

Естественно дети не знают об этом делении  и не ощущают дискомфорта. Распределяя учащихся по выше перечисленным уровням, которые характеризуют их способности, строится образовательный процесс  и отслеживаются результаты обучения. Вся работа организована, спланирована и опирается на дифференцированный подход в обучении.

Целью отслеживания результатов образовательного процессаявляется определение уровня усвояемости программы, её дальнейшая корректировка и определение путей достижения каждым воспитанником максимального творческого результата.

Задачи отслеживания результатов обучения:

·       Определение уровня практических умений и навыков воспитанников.

·       Определение уровня освоения теоретических знаний.

·       Выявление уровня развития личностных качеств воспитанников.

·       Соотношение прогнозируемых  результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами.

·       Корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания.

·       Разработка индивидуальных планов работы по освоению программы кружковцами.

·       Обеспечение заинтересованности детей в деятельности кружка, поддержка интереса к занятиям.

·       Стимулирование познавательного интереса и творческого потенциала воспитанников.

Показатели эффективности программы:

1)   Уровень умений  и  навыков  обретённых в процессе обучения:

·       Голосовые  данные

·       Артистичность

·       Эмоциональность

·       Чувство  ритма

·       Музыкальная  память

·       Слух

·       Музыкальная грамота:

А) пение сольфеджио

Б) музыкальная литература

В) музыкальная терминология

·       Трудолюбие

·       Усидчивость

·       Формирование  вокальной  культуры

·       Формирование культуры слушателя

2)   Проявление  творческой  инициативы,

3)   Формирование собственного стиля и своей манеры исполнения, появляются индивидуальные краски голоса.

4)   Уровень усвоения  эстетических норм  и  правил  поведения.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

    Занятия начинаются с предварительного ознакомления с голосовыми и музыкальными данными воспитанников.

   Голосовые данные определяются по совокупности признаков по тембру, тесситуре, диапазону, переходным нотам и примарному звучанию.

   Для выявления голосовых данных лучше всего предложить воспитаннику исполнить его любимую или просто знакомую ему песню. Удобная тональность позволяет выявить естественный тембр и рабочий диапазон голоса. Определить его полный объём, от самой низкой до предельно высокой ноты с помощью фортепиано. Определение примарных звуков помогает подобрать наиболее удачный сольный репертуар для занятий.

b_600_873_16777215_00_images_otdely_hudest_prsolo.png

Примарное звучание лучше выявляется при тихом пении.

Выявление естественного тембра составляет первостепенную задачу для учителя.

Диапазон обыкновенных певческих голосов равен в среднем двум октавам.

Попутно с диагностикой голоса обращается внимание на особенности голосообразования: вдох, подача звука, выдох, дикция, артикуляции. Особенности голосообразования могут быть положительными и отрицательными. Положительное голосообразование совпадает с профессиональными певческими навыками. Отрицательные – вредные, мешающими правильному образования звука это: вялая подача звука и артикуляции, поверхностное дыхание, гнусавость, сип, иногда дефекты речи и др.

Первые занятия являются не только учебными, но и углублённо знакомятся с воспитанником и его психическим складом. На этих занятиях выявляются отдельные черты психики. Характера: активность воспитанника на занятиях, его восприимчивость к навыкам и знаниям, память. Способность собирать и удерживать внимание, волевые качества характера, такие как настойчивость и уверенность в себе, выполнение домашних заданий, воспитанность.

В результате такого детального знакомства составляется     индивидуальный план работы с кружковцем.

Начинать вокальные занятия необходимо с формирования правильной «певческой осанки»- положение корпуса и головы во время пения. Оно способствует организации певческого дыхания и  резони -рования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. У подростка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги – почти на ширине плеч, носки чуть раздвинуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твёрдые, но не напряжённые ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.

Работа над  певческой стойкой идёт постоянно и терпеливо, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.

Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием,которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение – это дыхание» - аксиома. В певческом дыхании можно выделить три основных звена:1) вдох,2) сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы,3) выдох с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания. Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи.

Вдох можно регулировать сознанием и потому его организации нужно уделить особое внимание.

Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Обычно это мягкая атака, помня об индивидуальном подходе. Главное надо добиться, чтобы атака была чёткой, чтобы поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху».Воспитанию таких атак могут помочь упражнения на стаккато. Успешно применяется новый элемент, характерный для пения, - соединение вдоха с зевком.

В начале обучения правильно организованные вдох и атака звука являются моментом первостепенной важности, так как они во многом определяют характер звучания.

С первых шагов необходимо развивать у воспитанников сознательное отношение к воспроизводимому им звуку. Вместе с оценкой звука будет развиваться и критическое отношение к нему.

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу.

В качестве форм итоговых занятий выступают: занятия – концерты,  фестивали,  конкурсы, зачётные занятия, которые включают в себя сольные репертуары, ансамбли, дуэты, квартеты.

Материальная  база  необходимая  для реализации   данной образовательной программы.

1)   Зал, вмещающий группу подростков и педагога.

2)   Стулья по количеству подростков занимающихся в кружке

3)   Фортепьяно

4)   Музыкальный центр  DVD-КАРАОКЕ

5)   Микрофоны

6)   Микшер -усилитель

7)   Колонки

8)   Стойки для микрофонов

9)   Видео - магнитофон

10) Ауди,СD,МП-3, DVDи видео записи

11) Зеркальная  стена

12) Программа для работы со звуком

13) Нотные тексты

14) Мультимедиа аппаратура.