АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ отдела интеллектуального развития детей

Управление образования города Магнитогорска
Муниципальное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска

УТВЕРЖДЕНО:                                           УТВЕРЖДЕНО:

научно-методическим советом:                  директором ЦДТОР

число______________

протокол №_________

_____________ А.В. Сенчило                   ___________Л. Н. Ходунова, к. п. н.

 

АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
отдела интеллектуального развития детей
за 2014-2015 учебный год

 

Выполнила:

Яковлева Ю.С.

заведующая  отделом интеллектуального развития детей

 

Отдел интеллектуального развития детей является одним из структурных подразделений муниципального учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества Орджоникидзевского района» («ЦДТОР»).

Основная цель: организация  образовательного процесса, способствующего формированию у детей мотивации к научной, творческой,  технической, образовательной и культурной деятельности.

В связи с этим, приоритетными задачами считаем:

1.     Формирование познавательного интереса, мотивации и умений творческой научно-исследовательской деятельности;

2.     Углубление и расширение знаний учащихся по различным отраслям научного знания;

3.     Развитие интеллектуальной активности учащихся в ходе учебно-исследовательской,  творческой и других видов деятельности;

4.     Развитие личностной  сферы учащихся – формирование ценностных ориентаций, необходимых качеств активной творческой личности;

5.     Создание дополнительных условий для раскрытия творческих способностей детей и возможностей для их реализации в совместной с педагогами творческой деятельности;

6.     Обеспечить поле самореализации для достижения высоких результатов воспитанников.

7.     Внедрение в практику современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных, проектно-практических и исследовательских.

Главным направлением  работы отдела является образовательная деятельность. Она осуществляется на основе образовательных программ педагогов.

Программное обеспечение отдела интеллектуального развития детей на начало учебного года представлено 22 образовательными программами.

п\п

Название программы, учебного курса

Лет обучения

Возраст

детей

Ф.и.о.  педагога

Дислокация

1.                Образовательные программы

Малая академия наук:

·        Экология;

·        Современное естествознание;

·        Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности;

·        История;

·        Культурное наследие;

·        Литературоведение;

·        Технология;

·        Основыкомпьютерной грамотности.

 

3

      начальное

 

Болотская М.Ю.

Гранатова З.М.

Королёва Н.Д. Жадобина Г.С.

Кудиярова И.Ю.

Любецкий А.Е.

Моисеева С.А.

Савельев К.Н.

Цвагбайм И.Б.

Яковлева Ю.С.

 

 

д\к "Родник"

МОУ "СОШ №5 УИМ"

МГТУ

 «Теплица»

 

1.               

Кружок "Роботехника"

2

начальное

основное

Гранатов М.Г.

Д\к "Родник"

2.               

Кружок  «Английский язык»

3

основное

начальное

Шайдулина А.С.

Д/к «Галактика»

3.               

Легоконструирование

3

начальное

Ханнанова О.А.

Алые паруса

4.               

Школа олимпиадного резерва (история)

3

основное

Чернобривец И.Г.

(совм.)

МОУ "СОШ № 56"

«Школа олимпиадного резерва (астрономия)

3

среднее

Бехтерев А.Н.

(совм.)

МОУ

"СОШ №5"

Школа олимпиадного резерва (русский язык)

3

основное

Клинкова И.С.

(совм.)

МГТУ

«Школа олимпиадного резерва (химия)

3

основное

среднее

Коломиец Т.А.

Ушеров А.И. Гиревая Х.Я.

МГТУ

 Школа олимпиадного резерва (математика)

3

основное

Ефремов Д.И.

(совм.)

МОУ "СОШ № 5"

Школа олимпиадного резерва (информатика)

3

основное

Третьякова Е.С.

(совм.)

МОУ "СОШ №5"

 Школа олимпиадного резерва (физика)

3

основное

среднее

Рыжов А.М.

(совм.)

МОУ "СОШ № 5"

b_500_292_16777215_00_images_otdely_intelect_analiz_image002.png

В 2014-2015 учебном году педагогами дополнительного образования реализовывалось13 образовательных программы социально-педагогической и естественнонаучной  направленностей. Это меньше чем в прошлом году. Снижение произошло за счет увольнения педагогов.

Количественный и качественный анализ  сохранности контингента на начало и конец  2014-2015 учебного года

п\п

Ф.и.о.  педагога

Название программы, учебного курса

Кол-во пед. часов

Кол-во на начало года

Кол-во на конец года

Групп.

Инд.

групп

детей

групп

детей

1.                 

Болотская М.Ю.

(совм.)

Малая академия наук (экология)

12

2

2

30

2

30

2.                 

Гранатова З.М.

(совм.)

Малая академия наук  (современное естествознание)

4

6

 

4

1

1

15

15

1

1

15

15

3.                 

Гранатов М.Г.

Кружок "Роботехника"

12

 

12

1

1

15

15

1

1

15

15

4.                 

Королёва Н.Д.

Малая академия наук (основы учебно-исследовательской и проектной деятельности)

3

3

3

3

 

 

 

 

7

3

3

3

3

60

45

36

36

3

3

3

3

60

45

36

36

5.                 

Любецкий А.Е.

(совм.)

Малая академия наук (история)

 

12

 

2

2

30

2

30

6.                 

Моисеева С.А.

(совм.)

Малая академия наук (культурное наследие)

 

6

4

 

 

4

1

1

15

15

1

1

15

15

7.                 

Чернобривец И.Г.

(совм.)

Школа олимпиадного резерва (история)

 

4

9

 

2

1

1

15

12

1

1

15

12

8.                 

Савельев К.Н.

(совм.)

Малая академия наук (литературоведение)

 

6

4

 

 

5

1

1

15

15

1

1

15

15

9.                 

Цвагбайм И.Б.

(совм.)

 

Малая академия наук (технология)

 

4

6

 

 

4

1

1

15

15

1

1

15

15

10.             

Яковлева Ю.С.

Малая академия наук (основы  компьютерной грамотности)

6

2

1

6

1

6

11.             

Жадобина Г.С.

 

Малая академия наук (основы  учебно-исследовательской и проектной деятельности)

 

2

2

2

 

 

2

1

2

20

15

12

1

2

20

15

12

12.             

Кудиярова И.Ю.

Малая академия наук (основы  учебно-исследовательской и проектной деятельности)

 

2

2

2

 

 

2

1

2

20

15

12

1

2

20

15

12

13.             

Шайдулина А.С.

Кружок  «Английский язык»

6

6

4

4

3

1

1

1

1

12

15

20

20

1

1

1

 

12

15

20

 

14.             

Бехтерев А.Н.

(совм.)

«Школа олимпиадного резерва (астрономия)

9

4

   2,5

1

1

15

15

1

1

15

15

15.             

Гиревая Х.Я.

(совм.)

Школа олимпиадного резерва (химия)

 

4

9

 

2

1

1

15

12

1

1

15

12

16.             

Клинкова И.С.

(совм.)

Школа олимпиадного резерва (русский язык)

6

6

 

3,5

1

1

15

15

1

1

15

15

17.             

Коломиец Т.А.

(совм.)

«Школа олимпиадного резерва (химия)

6

6

 

3,5

1

1

15

15

1

1

15

15

18.             

Ефремов Д.И.

(совм.)

 Школа олимпиадного резерва (математика)

6

6

1,5

2

2

30

2

30

19.             

Третьякова Е.С.

(совм.)

Школа олимпиадного резерва (информатика)

12

3,5

3

45

3

45

20.             

Ушеров А.И.

(совм.)

Школа олимпиадного резерва (химия)

4

9

 

2,5

1

1

15

12

1

1

15

12

21.             

Рыжов А.М.

(совм.)

 Школа олимпиадного резерва (физика)

 

9

4

2,5

 

1

1

12

15

1

1

12

15

22.             

Ханнанова О.А.

Лего-конструирование

8

 

2

30

2

30

 

итого:

 

247

74,5

58

857

57

837

Количественный и качественный анализ  сохранности контингента

b_500_292_16777215_00_images_otdely_intelect_analiz_image003.png

Учебный год

Кол-во воспитанников на начало года

Кол-во воспитанников на конец года

2012-2013

1014 чел.

1018 чел.

2013-2014

1689 чел.

1056 чел.

2014-2015

857 чел.

837 чел.

 

Вывод: количественный и качественный анализ сохранности контингента показал, в начале учебного года было 857  детей, что составляло 100 %  и в конце учебного года 837  детей, что составило 97 %. Количество групп на начало учебного года 56, что составляло 100 % и на конец года 55, что составило 98  %.

Уменьшение сохранности контингента и уменьшению количества групп послужило снятие 1 группы у педагога Шайдулиной А.С.

Анализ воспитанников по возрасту и полу

На конец года укомплектовано 55 групп с количеством детей 837 человек.

405 человек (48 %) составляет количество девочек в отделе и 432 человека (52 %) – количество мальчиков.

Приведённая ниже диаграмма отображает процентное соотношение обучающихся в отделе.

b_500_292_16777215_00_images_otdely_intelect_analiz_image005.png

 

Разделение по возрастным категориям:

начальное общее образование – 36 групп (65 %);

основное общее образование –  12 групп (22 %);

среднее (полное) общее образование –  7 групп (13 %).

b_500_231_16777215_00_images_otdely_intelect_analiz_image007.png

Вывод: Значительный рост числа обучающихся на начальном этапе образования связан с увеличением количества групп образовательной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Мониторинг компетентности обучающихся

компетентности обучающихся

I год обучения/22 группы

II год обучения/21 группа

III год обучения/9 групп

IV год обучения/3 группы

 

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

ЗУНы

51

42

7

59

40

1

65

35

0

51

49

0

Вывод:

знания умения и навыки детей с последующим годом обучения улучшаются

Предметная компетентность (среднее)

54

45

1

59

41

0

56

44

0

51

49

0

педагог

57

46

0

60

40

0

55

45

0

53

47

0

Предмет

52

46

2

58

42

0

63

37

0

53

47

0

Достижения

53

45

2

59

44

0

49

51

0

47

53

0

Вывод:

Сравнивая предметные компетентности видно, что дети приходят в кружки на педагога, достижения с каждым годом обучения становится для них важным, а предметом на первом году интересуются  немногие, но занимаясь в кружке от года в год многие ребята добиваются высоких результатов

Общеучебные компетентности (среднее)

43

56

1

51,5

48,25

0,25

53

47

0

40

60

0

Информационная

50

50

0

52

48

0

53

47

0

53

47

0

Коммуникационная

46

54

0

56

44

0

61

39

0

40

60

0

Самоорганизация

35

63

2

50

49

1

49,5

50,5

0

47

53

0

Самообразование

42

57

1

48

52

0

48

52

0

20

80

0

Вывод:

занимаясь в кружках отдела на программах Малой академии наук, ШОР, Робототехника дети обладают хорошей информационной, коммуникационной компетентностью. На третьем году обучения становятся достаточно самоорганизованными,  самообразованными.

Личностное развитие обучающегося (среднее)

51

48

1

55,2

47,6

1,2

51,1

47,5

1,4

46,8

53,2

0

Активность, организаторские способности

56

44

0

52

56

2

53,5

46,5

0

47

53

0

Коммуникативные навыки, коллективизм

46

51

3

50

50

0

44

55

1

47

53

0

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

57

53

0

52

48

0

50

50

0

40

60

0

Нравственность, гуманность

57

42,3

0,7

66

34

0

63

36

1

73

27

0

Креативность, склонность к исследовательской, проектировочной деятельности

44

52

4

56

50

4

45

50

5

27

73

0

Вывод:

дети приходят в кружки на первом году достаточно активные, самостоятельные и дисциплинированные, нравственные, гуманные, средне склонные к исследовательской деятельности. С годами обучения прослеживается тенденция развития детей к исследовательской деятельности.

Общий вывод: динамика ЗУНов  прослеживается уже на втором году обучения, улучшаясь с каждым годом обучения. Тенденции по компетентностям на первом году преобладают педагог и достижения, в последующих годах у детей возрастает интерес к предмету. Всего мониторингу подверглись  групп 55 групп (Iгод  22 группы, IIгод 21 группа, IIIгод   9  групп, IV  год 3 группы) что составляет 100% . Все группы  полностью усвоили образовательную программу. Это говорит о высокой компетентности педагогов.

Анализ кадрового обеспечения

Количественный анализ

На начало года в отделе работало 22 педагога дополнительного образования, из них  8  педагогов - штатников и 14 педагогов-совместителей. Свою педагогическую деятельность педагоги осуществляли в 5 структурных подразделениях ЦДТОР, 3 общеобразовательных школах и на базе ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г. И. Носова»:

  • МГТУ
  • Д\к "Родник"
  • МОУ "СОШ №5"
  • МОУ "СОШ № 56"
  • Теплица
  • МОУ "СОШ № 54"
  • «Теплица»
  • Д/к «Галактика»
  • д/к «Алые паруса»

На конец учебного года педагогическую деятельность осуществляли 22 педагога  дополнительного образования, из них  8  педагогов - штатников и 14 педагогов-совместителей.

 Деятельность отдела интеллектуального развития детей в 2014-2015 учебном году осуществлялась следующим кадровым составом:

Штатные педагоги

Педагоги-совместители

Итого

чел.

%

чел.

%

чел.

%

8

36

14

64

22

100%

image009.png

Качественный анализ

Педагоги отдела имеют следующие квалификационные категории:

Учебный год

Высшая кв. категория

Iкв. категория

Неаттестованны

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2013-2014

4

17

18

75

2

8

2014-2015

6

27

10

46

6

27

 

 

 

 

 

 

 

b_500_326_16777215_00_images_otdely_intelect_analiz_image011.png

В 6 педагогов (27%) неаттестованы. В их число входят новые педагогии кто имеет стаж менее 2 лет – Гиревая Х.Я., Коломиец Т.А., Ефремов Д.И. Чернобривец И.Г., Ханнанова О.А.  и Гранатов М.Г.

Вывод:положительная динамика качественного роста кадров свидетельствует о высоком потенциале педагогического коллектива отдела.

Результативность   освоения учебных программ

 В течение года в отделе проводился мониторинг специальных навыков у воспитанников. Педагогами отдела продуманы и разработаны критерии специальных навыков, отражающих специфику их профилей.

Уровень освоения содержания деятельности за 2014-2015 учебный год

Год

Уровни освоения на начало года

Уровни освоения на конец года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2013/14

16 %

57%

27%

19%

71%

10%

2014/2015

51%

42%

7%

56,5%

41,5%

2%

Вывод:данные таблицы отражают значительный рост показателей высокого и среднего уровней к концу года и уменьшение показателя низкого уровня. Установлено соответствие уровней освоения динамике развития специальных навыков у воспитанников по годам обучения. Более высокий уровень освоения программного содержания имеют воспитанники II и III годов обучения.

Свидетельством реализации поставленных педагогами задач и достижений планируемых результатов является результативность образовательной деятельности.

Достижения воспитанников отдела интеллектуального развития детей за 2014-2015 учебный год

В начале учебного года педагогами отдела организуется встреча с родителями и учеными «Открытие нового учебного года МАН». Где рассказывается о деятельности отдела, проводимых мероприятиях. Раздаются циклограммы конкурсов на учебный год, в каких мероприятиях, конференциях можно принять участие. Данное мероприятие эффективно, т.к. дает понятие родителям, что такое исследовательская и проектная деятельность, знакомит родителей, обучающихся с учеными-тьютерами из университетов города, помогает определиться с направлением и темами будущих работ.

С 3 по 5 января проходил Открытый  командный турнир по социальному проектированию  «Интеллектуальная инициатива». В турнире принимали участие 34 воспитанника. Проведение и работа турнира были организованы собственными силами, тренером была Королева Надежда Дмитриевна. Опыт работы оказался удачным. Дети включились в работу. В мероприятии приняли участие ребята из школ № 5, 36, 38, 59, 66, 67, НОШ №1 и МОУДОД «ЦДТОР».В программе турнира были: олимпиада по социальному проектированию, семинар по управлению проектами, творческие сессии (Brain-up), тренинг командообразования, экспертные консультации, а также самая зрелищная часть – ярмарка социальных проектов, общественная экспертиза представленных проектов и грантовый конкурс.

Олимпиада по социальному проектированию проводилась в форме деловой игры, в ходе которой команды смогли продемонстрировать навыки командной работы и знание основ социального проектирования.

Критериями оценки командных проектов являлись: актуальность, реальность, эффективность, уровень разработки, качество оформления заявки и презентации.

Экспертами на ярмарке социальных проектов выступили: Ходунова Л. Н., Киселева Е.Н., ученые-тьюторы университетов города, родители и дети (детское жюри).

В теоретическом конкурсе по социальному проектированию были определены 2  победителя – Старкина Марина и Цепилов Александр.

Команды победительницы, подготовившие лучшие проекты, получили дипломы и гранты на их реализацию в размере от 1000 до 3000 рублей. 1 место занял проект «Помогу своим друзьям» (Кривицкий Алексей). 2 место занял проект «Спасите ёлочку» (Жадобина Галина Семеновна, Урасова Наталья Геннадьевна, Урасова Ирина, Маргун Полина, Лонина Алена, Данилина Арина, Малинина Дарья, Ведешкин Степан, Паксюткин Захар). Третье место заняли 2 проекта «Здоровое поколение» (Шиканова Лиза, Курочкина Настя, Фомина Лена, Скрябина Лена, Ефимова Ксения, Сенчило Анна Викторовна) и «Рождественские подарки» (Павлова Валерия,  Шагиева Анастасия, Языков Виктор, Ватаманюк Элена, Королева Александра, Есиков Сергей, Васильева Таисия, Андреева Екатерина, Бардина Анастасия, Цвагбайм Ирина Борисовна).

Другие проекты также заслужили внимание экспертов и получили гранты на реализацию: «Безопасная дорога детства» (Вандтке Анна, Мафтуляк Екатерина, Кортикова Галина Федоровна); «Курить – здоровью вредить» (Цепилов Александр, Васильев Платон, Колесникова Наталья Викторовна); «Книга памяти» (Лачков Евгений, Илюхина Мария, Костюкова Екатерина, Санарова Анна, Лисенкова Анастасия, Старкина Марина, Корнева Любовь, Гончарова Татьяна, Смолина Анна, Санарова Елена Сергеевна, Ялалитдинова Юлия Салаватовна).

Все участники получилисвидетельства участников турнира, сертификаты о прохождении учебного курса по управлению проектами. В целом можно сделать вывод о том, что опыт работы с детьми по проектной деятельности оказался удачным. В 2014 г. Было отмечено, что для того чтобы работа в турнире проходила более удачно, необходима разновозрастная группа участников, где дети старшего возраста помогали младшим, а  так же работа будет эффективной, если с детьми младшего школьного  возраста работать индивидуально или малой группой. Эти предложения были учтены и в группах с детьми - участниками младшего школьного возраста были взрослые обучающиеся актива МАН, которые помогали им в работе над проектом.

В течение учебного года педагоги и обучающиеся участвуют в конкурсах согласно циклограмме. Итоги участия видны из таблицы.

 

Год

Кол-во участников

Уровни участия

 

Муниципальный

Региональный

Федеральный

Итого призовых мест

2012/13

239

45

0

194

239

2013/14

272

18

0

241

259

2014/15

278

21

2

254

277

Из таблицы видно, что произошел спад победителей на муниципальном уровне. Причина в том, что обучающихся победителей в турнире по социальному проектированию от ЦДТОР было меньше.

Произошло увеличение количества участников и победителей на федеральном уровне. Стабильные результаты работы показывают педагоги Королева Н.Д. и Яковлева Ю.С. Увеличилось количество победителей на Всероссийском уровне. Активно принимали участие в конкурсах английского языка обучающиеся педагога Шайдулиной А.С.

С обучающимися  была проведена пробная работа в экспериментальных олимпиадах - участие во Всероссийском заочном конкурсе Terra-Experimentum.  Обучающийся Паксюткин Захар (педагог Яковлева Ю.С.) принял участие в данном конкурсе.

Одним из приоритетных направлений развития образования является развитие технического творчества. Современное производство нашего региона также нуждается в кадрах высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Очевидно, что процесс подготовки кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации. В «ЦДТОР» открыт кружок «Робототехника» (педагог Гранатов М.Г.) для обучения детей в области робототехники, компьютерных технологий. Обучающиеся кружка занимают призовые места на городских, областных и Всероссийских соревнованиях по робототехнике. Для учреждения это направление новое, активно развивающееся, и поддерживается со стороны администрации.

Из 100 % детей, занявших призовые места, 90 %  дети, занимающиеся индивидуально, что говорит: 

  • обэффективности индивидуального подхода педагогов в работе с одаренными детьми;
  • о грамотной организации образовательного процесса педагогамине имеющими  индивидуальные часы.

В приоритетные  задачи  отдела на следующий год выведено решение таких проблем как:

  • предоставление поля самореализации воспитанникам  регионального, международного уровней;
  •  участие всех педагогов в конференциях, не ниже регионального  уровня.

Педагогами ведется индивидуальная работа с одаренными детьми по индивидуальным образовательным маршрутам. Подготовлены документы на стипендию Главы города на 3 обучающихся: Паксюткин Захар, Кривицкий Алексей, Скрипников Дорофей.

16  мая прошла конференция «Юный исследователь». В феврале были разосланы приглашения к участию в конкурсе. Откликнулись 165 человек. На очной части конференции присутствовали 125 участников из городов: Краснодар, Сургут, Челябинск, Снежинск, Курган, Озёрск, Троицк, Нижневартовск, Улан-Удэ, Златоуст, Магнитогорск, а также сел Челябинской и Новосибирской областей.

По итогам конкурса вышел сборник тезисов и лучших исследовательских работ «Юный исследователь».

В рамках конференции работали секции по таким направлениям, как  история, краеведение, социология, астрономия, физика, биология, экология, медицина и здоровый образ жизни, культура и искусство, художественное и техническое творчество, информационные технологии, детские проекты.

Сегодня значительно возрос интерес детей дошкольного возраста, младших и средних классов образовательных учреждений к проектной и учебно-исследовательской работе. Многие родители хотят воспитать в своих детях личность, способную творчески мыслить, стремящуюся к познанию мира и себя в этом мире.

Выступление на конференции – это один из первых по-настоящему взрослых и самостоятельных поступков в жизни обучающегося. Участие в таком мероприятии открывает новые перспективы, вдохновляет, заставляет по-другому взглянуть на мир и на себя.

Участники  умеют быстро отвечать на вопросы, адекватно реагировать на замечания, отстаивать свою точку зрения, правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. При этом обучающиеся получают возможность освоения опыта публичной защиты результатов своей проектной или учебно-исследовательской работы.

 Всем желающим была предоставлена возможность раскрыть именно те вопросы, которые, в первую очередь, интересны самим участникам.  Доклады и выступления школьников охватили самые разнообразные  как теоретические, так и практико-ориентированные направления науки и творчества.

В социальной сети работает группа МАН, где поддерживается связь с детьми.

В течение года прошел апробацию «Профессорский час» - встреча обучающихся  с учеными университетов. Проведено 17 мероприятий:

Профессорский час:

 

 

Методы оценки экологического состояния водоемов

октябрь

Болотская М.Ю.

Технология использование микроскопической техники (микроскопы, бинокуляры, микротом).

ноябрь

Болотская М.Ю.

Оценка качества  продуктов питания.

март

Болотская М.Ю.

Этапы развития естествознания. Закономерности природы и науки.

декабрь

Гранатова З.М.

Современная научная картина мира.

февраль

Гранатова З.М.

Гелиоцентрическая картина «Мира». Виды галактик. Планета Земля.

март

Гранатова З.М.

Модель нашей Галактики («Млечного пути»). Метагалактика.

апрель

Гранатова З.М.

Урал на карте нашей страны.

ноябрь

Любецкий А.Е.

Исторические достопримечательности г. Магнитогорска.

январь

Любецкий А.Е.

Военная техника Челябинской области.

февраль

Любецкий А.Е.

Зачем нужны награды.? .....

апрель

Любецкий А.Е.

Казачество: проблемы исторической памяти и культурной идентичности.

март

Моисеева С.А.

Скрапбукинг.

ноябрь

Цвагбайм И.Б.

Освоение техники «декупаж».

декабрь

Цвагбайм И.Б.

Атласные ленты в декорировании.

январь

Цвагбайм И.Б.

Роспись по керамике.

февраль

Цвагбайм И.Б.

Панно в японской технике «Ошибана».

апрель

Цвагбайм И.Б.

Вывод: результативность отдела находится на хорошем уровне, за счет участия воспитанников во Всероссийских заочных дистанционных конкурсах-олимпиадах, небольшой процент участия на городском и региональном уровне.

Образовательное поле отдела

Существенной характеристикой СП является его дифференциация по видам деятельности, позволяющая удовлетворить различные образовательные потребности детей.      

Содержание образовательного пространства было раскрыто в таких образовательных областях как технология, литературоведение, история, современное естествознание, медицина, экология, ИЗО-ДПИ, компьютерная грамотность, краеведение, лего-конструирование.  Спектр образовательных программ отдела позволил адекватно обеспечить условия для индивидуального и свободного выбора детьми различных форм дополнительного образования, способствовал творческому самоопределению детей в соответствии с их возрастными особенностями, интересами и потребностями. Охват детей, занимавшихся в кружках и объединениях отдела,  подтвердил востребованность программ естественнонаучной направленности с учётом  возрастных особенностей.

Характеристика деятельности педагогов

В отделе объединены усилия по организации образовательной деятельности на решение задач: формирование познавательного интереса, мотивации и умений творческой научно-исследовательской деятельности, развитие интеллектуальной активности учащихся в ходе учебно-исследовательской,  творческой и других видов деятельности;

Особую роль в  этом играет  образовательные программы. 

Образовательная программа «Малая академия наук»(курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности») на базе МОУ «СОШ №5 УИМ», СП «Теплица».  Необходимость реализации данной программы обусловлена ФГОС. Это определяет актуальность программы, реализуемой в рамках взаимодействия основного и дополнительного образования. Данная программа реализуется педагогами Жадобиной Г.С., Кудияровой И.Ю., Королевой Н.Д. Учебный курс «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»– активное вхождение воспитанников в учебную деятельность и общекультурный уровень освоения основных исследовательских действий: умение слушать собеседника, вести диалог, самостоятельно составлять план, приводить аргументы и доказательства, задавать вопросы, брать интервью, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы. Педагоги способствуют развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей детей, формированию оргдеятельностных качеств, необходимых при создании учебно-исследовательских работ и проектов.

Программа  «МАН» (педагоги Гранатова З.М, Савельев К.Н., Любецкий А.Е., Болотская М.Ю., Моисеева С.А., Цвагбайм И.Б. и Яковлева Ю.С.) в д/к «Родник» объединяет учебные курсы «История», «Современное естествознание», «Литературоведение», «Медицина и здоровый образ жизни», «Краеведение», «Технология», «ИЗО-ДПИ», «Экология»  и «Основы компьютерной грамотности», представляя собой образовательную программу формирования знаний, установок, общекультурных ценностей и чувств на ступени начального общего образования, способствующих личностному и познавательному развитию детей младшего школьного возраста средствами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Важным условием оценки результативности программы является участие школьников в конкурсах исследовательских работ и конференциях. Высокой оценкой являются отзывы родителей и педагогов, которые помогают корректировать содержание программы в конце учебного года.

Курсы стимулируют мотивацию к получению учебных достижений и создают условия для активного включения детей в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечивая конкурентоспособности человеческих ресурсов России. Основной формой организации образовательной деятельности в процессе освоения вышеназванных программ является индивидуальная работа и работа «малых групп». Это объясняется психологическими особенностями протекания мыслительной деятельности человека, на которую особенно сильное влияние оказывает процесс «мозгового штурма». Члены микрогруппы в этом случае выступают не только как участники взаимного контроля, но и как фактор мотивации взаимной интеллектуальной активности, обеспечивающий значительное повышение эффективности познавательной деятельности каждого участника и условия для развития его проблемного мышления.

Призовые места воспитанников в предметных олимпиадах городского, областного и федерального уровней – показатель прочных знаний, полученных в вышеназванных школах и объединениях для одарённых детей.

Образовательная программа «Лего-конструирование» направлена на младшее и среднее звено школьников. Актуальность создания программы заключается в отсутствии подобных программ по работе с Лего-конструкторами. Новизна программы заключается в технологичном подходе к использованию Лего-конструкторов в образовательном процессе.

Образовательный процесс по программе представляет  собой образовательную модель. Она состоит из  трёх основных этапов: обучение конструированию, создание моделей, создание проектов, а также их использование на занятиях.

Программа «Робототехника»способствует формировать у обучающегося: самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и находить оригинальные пути их решения; четко осознавать, где могут быть применены его знания; творчески мыслить; грамотно работать с информацией; уметь работать в команде; самостоятельно развивать собственный интеллект и пользовать опытом других.  Основной целью является формирование мотивации к получению информации, знаний и решению еще более сложных задач.

Программа «Школа олимпиадного резерва».

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Школа олимпиадного резерва» заключается в том, что изучение выбранного предмета, заинтересовавшего обучающегося поможет ему оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Одним из важнейших показателей развития отечественного образования и работы с одаренными детьми в стране являются результаты  международных предметных олимпиад. Олимпиады являются одним из эффективных и проверенных на практике педагогических механизмов выявления и развития творческих способностей детей, важной составляющей профильного обучения, обеспечивающей высокую мотивацию к образовательной и научной деятельности. Немаловажным является и то обстоятельство, что олимпиады стимулируют педагогов-наставников к повышению профессионального уровня и качества работы. Методика подготовки к интеллектуальным соревнованиям, содержание заданий, их типы, критерии оценки привлекают пристальное внимание и интерес не только участников олимпиады, но и ученых, педагогов, методистов, родителей  обучающихся. Предметные олимпиады способствуют также формированию новых требований к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы, являются важной составляющей в профориентационной работе с талантливыми  детьми.

Участие российских  школьников во Всероссийских и  международных олимпиадах в последнее десятилетие показало, что для конкурентоспособности наших участников на соревнованиях такого уровня необходимо непрерывно совершенствовать систему выявления, поддержки и работы с одаренными детьми. При этом нельзя не учитывать, что сами олимпиады постоянно совершенствуются как с точки зрения расширения и усложнения содержания олимпиадных задач, так и с точки зрения использования более совершенных технических средств и информационных технологий, определяющих условия их проведения. Не маловажную роль здесь также играет активное внедрение Интернета в олимпиадное движение, позволяющее сконцентрировать как отечественный, так и международный опыт в Интернет-ресурсах и сделать их доступными для любого ребенка и педагога нашей планеты.

Программа «Английский язык».

Особенностью данной программы является широкое использование игр для обучения иностранному языку. Каждое занятие строится как занятие общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания коммуникативной обстановки на занятиях немаловажную роль играет поддержка высокой активности каждого ребенка.

При составлении данной программы учтены возрастные особенности учащихся, а также как увеличение занятости детей в свободное время, развитие личности, ранняя профессиональная ориентация.

Выводы: таким образом, образовательные программы отдела соответствуют сложившемуся уровню и характеру общественных потребностей.

Дополнительным средством повышения качества образования являются индивидуальные часы.  13-ти педагогам (76 %) отдела выделены индивидуальные часы для работы с одарёнными детьми.

     Индивидуальные часы педагогам были определены на следующую работу:

  • Болотская М.Ю. -  на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  2 часа;
  • Гранатов М.Г. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к конкурсам, соревнованиям –  12 часов;
  • Гранатова З.М. -  на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  4 часа;
  • Жадобина Г.С. -  на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 2 часа;
  • Королева Н.Д. - на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 7 часов;
  • Кудиярова И.Ю.-  на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 2 часа;
  • Любецкий А.Е. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  2 часа;
  • Моисеева С.А. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  4 часа;
  • Савельев К.Н. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  5 часов;
  • Бехтерев А.Н.- на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Гиревая Х.Я.- на индивидуальную работу с ОД – 2 часа;
  • Клинкова И.С. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Коломиец Т.А. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Ефремов Д.И. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Чернобривец И.А. .- на индивидуальную работу с ОД – 2 часа;
  • Рыжов А.М. - на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Третьякова Е.С.- на индивидуальную работу с ОД – 3,5 часа;
  • Ушеров А.И.- на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Цвагбайм И.Б. - на индивидуальную работу с ОД – 4 часа;
  • Шайдулина А.С. – на индивидуальную работу с ОД – 3 часа;
  • Яковлева Ю.С. – на индивидуальную работу с ОД – 2 часа.

В целом учебный план отдела выполнен на 95%. Это связано со снятием 1 группы у педагога Шайдулиной А.С.

В целом учебные программы педагогов выполнены.  Анализ деятельности по обозначенным образовательным задачам позволяет сделать вывод о том, что достигнутое состояние в отделе характеризуется как удовлетворительное.

По обозначенным выше проблемам на итоговом совещании отдела внесены следующие предложения на 2015/16 учебный год:

1. На основании анализа результативности образовательной деятельности рекомендовать на следующий учебный год индивидуальные  часы педагогам:

  • Болотская М.Ю. -  на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  2 часа;
  • Гранатов М.Г. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к конкурсам, соревнованиям –  12 часов;
  • Гранатова З.М. -  на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  4 часа;
  • Жадобина Г.С. -  на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 2 часа;
  • Королева Н.Д. - на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 7 часов;
  • Кудиярова И.Ю.-  на индивидуальную работу с ОД (исследовательская деятельность) – 2 часа;
  • Любецкий А.Е. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  2 часа;
  • Моисеева С.А. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  4 часа;
  • Савельев К.Н. - на индивидуальную подготовку одарённых детей к исследовательским конкурсам, конференциям –  3 часа;
  • Бехтерев А.Н.- на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Гиревая Х.Я.- на индивидуальную работу с ОД – 2 часа;
  • Клинкова И.С. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Коломиец Т.А. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Ефремов Д.И. - на индивидуальную работу с ОД – 3,5  часа;
  • Чернобривец И.А. .- на индивидуальную работу с ОД – 2 часа;
  • Рыжов А.М. - на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Третьякова Е.С.- на индивидуальную работу с ОД – 3,5 часа;
  • Ушеров А.И.- на индивидуальную работу с ОД – 2,5 часа;
  • Цвагбайм И.Б. - на индивидуальную работу с ОД – 4 часа;
  • Яковлева Ю.С. – на индивидуальную работу с ОД – 2 часа.

2. В следующем году рекомендовать пройти квалификационные испытания педагогу: Третьяковой Е.С.

Качество и эффективность управленческой деятельности

  • За год в отделе проведено 4 оперативных совещания.
  • В течение года велась активная отправка детских работ (241 чел.) на Всероссийские конкурсы-олимпиады, конференции («Интеллект-экспресс»,  «Юный исследователь», «Первые шаги в науку», «Созидание и творчество», «Эврикум»).
  • С 3-5 января 2015 г. проведен городской этап Всероссийского командного турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива», с охватом участников 35 человек. 
  • С февраля по апрель 2015 г. осуществлялась работа по сбору работ на заочный этап открытого конкурса проектов и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь» (165 участников с г. Краснодар, г. Сим, г. Курган, г. Челябинск, г. Снежинск, г. Миасс, г. Троицк, г. Сургут, г. Нижневартовск, Улан-Удэ, Озерск, г. Златоуст, г. Магнитогорск).
  • 16 мая 2015 г. состояласьВсероссийская конференция «Юный исследователь», на которой присутствовало 125 участников.

Велась методическая работа в межаттестационный период, аттестованы2 педагога: Третьякова Е.С., Любецкий А.Е., педагогами составлены план индивидуальной работы в межаттестационный период, ведётся заполнение «Портфолио», каждый педагог принимает участие  в заполнении базы данных отдела.

Заключение

На протяжении 2014-2015 учебного года велась активная работа в отделе интеллектуального развития детей.  Всего работало 22 педагога, которые к концу года выполнили учебно-тематическое планирование.

Количественный и качественный анализ сохранности контингента показал, в начале учебного года было 857 детей, что составляло 100 %  и в конце учебного года 837 детей, что составило 97 %. Количество групп на начало учебного года 56, что составляло 100 % и на конец года 55, что составило 98  %.

Уменьшению сохранности контингента и количества групп послужило снятие педагогических часов у Шайдулиной А.С.

Результативность освоения учебных программ на конец года составила: высокий уровень 56,5 %, средний уровень 41,5 %, низкий уровень 2%.

Высокая результативность образовательной деятельности педагогов:

Королевой Н.Д., Моисеевой С.А., Любецкого А.Е.,Гранатовой З.М., Цвагбайм И.Б.,  Яковлевой Ю.С., Шайдулиной А.С., Гранатова М.Г.

На конец года укомплектовано 55 групп с количеством детей 837 человек. Анализ контингента по полу показал, что 405 человек (48 %) составляет количество девочек в отделе и 432 человека (52 %) – количество мальчиков.

Выполнили учебно-тематический план за год у 22 педагогов.

Напротяжении всего учебного года велась индивидуальная работа с одаренными детьми.

Рекомендации:разработать индивидуальный план работы каждому педагогу на 2015-2016 учебный год, педагогам высшей категории выступать чаще с обобщением опыта, оказывать помощь молодым специалистам.

Предложение:  педагогам чаще обмениваться опытом работы, проводя мастер-классы, открытые занятия, выступления на педагогических советах и семинарах.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела