Технология проектирования досуговой программы (мероприятия)

Заголовок: Как написать программу (Details)
Тип файла: docx
Версия: 1.00
Размер: 28.39 Kb
Автор: Гончарова М.Н.

Организация досуга — традиционное направление деятель­ности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреж­дений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали ве­роятность вовлечения в асоциальные группировки, препятство­вали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного вре­мени вносят досуговые программы.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проекти­руются для всех возрастных категорий детей — от дошкольни­ков до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комп­лекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, со­ревнований, развлечений и праздников, освоение традиционно­го и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает также направленность личности на различные социально значимые нормы и ценнос­ти. Так, к числу потенциальных возможностей досуговых про­грамм в формировании личности один из исследователей детс­кого досуга, Б.А.Титов , относит установку на:

• самосовершенствование;

• осознание принадлежности к социально-исторической об­щности;

• соблюдение нравственных общечеловеческих ценностей;

• социальную активность;

• природу;

• искусство;

• других людей.

Досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют физические, интеллектуаль­ные, эмоциональные возможности ребенка. Если ведущим ви­дом деятельности в образовательной программе является позна­вательная деятельность, то в досуговой программе ведущим, видом становится игровая деятельность.

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, игровое имитационное моделирование, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные, выделенные в теории (в частности, в работах С.А.Шмакова виды современных игр, в том числе:

• физические и психологические игры и тренинги;

• интеллектуально-творческие игры;

• социальные игры;

• комплексные игры.

Игровые технологии предопределяют зрелищный, динамич­ный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоцио­нальное восприятие содержания.

При организации меро­приятия необходимо помнить возрастные особенности детей:

• Дети младшего возраста: повышенная эмоциональ­ность, открыты, нет комплек­сов, хорошо воспринимают людей старшего возраста, требуется смена деятельнос­ти, применяются игровые формы.

• Дети среднего школьно­го возраста: нуждаются в со­здании собственного мира, происходит бурное развитие фантазии, здесь стоит исхо­дить из интереса детей, что­бы они могли свои стремле­ния реализовать.

• Дети старшего школьно­го возраста: ищут свое место в обществе, им необходима речевая деятельность.

Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 мин и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений — это могут быть игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т.д. Такой сеанс «затейничества» может быть и ча­стью более крупной программы, например масштабной, празд­ничной.

2. Конкурсная игровая программа по заданной тематике с предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», «Турнир» и т.п.). Готовить и проводить такие программы мо­гут как педагоги, так и старшеклассники под их руководством.

3. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по орга­низации тип досуговой программы. Он предполагает разнообра­зие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован прин­цип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или сме­на жанров для всех одновременно: например, затейничество, кон­церт-загадка, представление героев каких-либо событий и интер­вью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на актив­ную подготовку к нему всех участников; это одно из главных ус­ловий в создании атмосферы ожидания праздника.

4. Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы неболь­шой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актер­ским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спек­такля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуа­ции. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить за­дания, помогая героям спектакля.

5. Длительная досуговая программа представляет собой си­стему воспитательной работы педагога или педагогического кол­лектива. Она обязательно состоит из четко спланированных эта­пов в соответствии с поставленными педагогическими задача­ми. Такая программа планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным примером является програм­ма детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного об­разования длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками).

Модель досуговой программы, представленная в виде мето­дической разработки, может быть отражена в следующей при­мерной структуре, предложенной создателями программного комплекса одного из крупнейших учреждений дополнительно­го образования Санкт-Петербурга — Дворцом детского творче­ства «У Вознесенского моста» Р.У. Богдановой, Э.А. Музиль, Л.С. Шаршаковой и др.

Структура досуговой программы

1. Кому адресована программа; какие потребности удов­летворяет.

2. Целевое назначение программы, ее задачи.

3. Какие виды досуговой деятельности включает.

4. (Краткое) содержание предлагаемой досуговой деятельности.

5. Предполагаемые формы деятельности.

6. Возможные варианты участия детей в программе.

7. Продолжительность программы.

8. Условия, необходимые для реализации программы.

9. Участники-организаторы досуговой деятельности (педаго­ги и школьники).

10. Литература, необходимая для освоения программы (обязательная и дополнительная, для организаторов, для уча­стников).

11. Ожидаемые результаты реализации программы.

Экспертиза досуговой программы.Экспертизу досуговой программы проводят представители научно-методического со­вета учреждения дополнительного образования, методисты-организаторы детского досуга, педагоги дополнительного образования, психологи. Экспертиза проводится на основе изучения текста программы, ее сценария, данных опросов, фиксирующих уровень удовлетворенности детей, включенных в программу.

При проведении экспертизы ее участники должны получить ответы на следующие вопросы:

·                        Насколько программа соответствует (по содержанию, видам деятельности, игровым ситуациям) возрастным психолого-фи­зиологическим особенностям детей — участников программы, их познавательным, рекреативным интересам и потребностям?

·                        Насколько значимы проектируемые цели программы для развития личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, физическое)?

·                        Каким образом опыт участия в программе обогащает струк­туру свободного времени ее участников?

·                        Описаны ли в программе технологии, стимулирующие созда­ние условий для проявления творческих способностей, содер­жательного общения детей?

·                        Какова степень полноты представления компонентов про­граммы, этапов ее реализации, сценария?

·                        Какие рекомендации по совершенствованию программы мо­гут быть предложены ее разработчикам?

Организация и методика досугового мероприятия являются целостной системой, но имеют свои отличительные черты: организация массового мероприятия – «это целенаправленные практические действия, которые ориентируются на постановку целей, задач, принятие решений, подбор и расстановку кадров, обеспечение материальными ресурсами, их распределение, осуществление контроля исполнения» (30, 28).

Рассматривая более детально методику подготовки и проведения массового досугового мероприятия, важно выделить следующие моменты:

-                     изучение потребностей, интересов, установки аудитории;

-                     обоснование необходимости в выборе мероприятия (например, получение заказа);

-                     определение цели, темы, идеи;

-                     организация материально-технических, финансовых и людских ресурсов;

-                     разработка программы мероприятия, сбор материала и его обработка;

-                     организация репетиционного процесса и проведения мероприятия;

-                     проведение мероприятия;

-                     анализ проведенного мероприятия.

Как видим, «организация и методика подготовки и проведения мероприятия – это единый технологический процесс, где сначала определяются темы, уясняются цели, выбор формы и средств идейно-эмоционального воздействия на потенциальную аудиторию с учетом реальных условий» (30, с. 28). В то же время методика массового досугового мероприятия располагает тремя творческими методами:

-театрализацией;

-иллюстрированием;

-игрой.

Наличие этих методов позволяет по-особому организовать материал и создать предпосылки наиболее полного восприятия духовных ценностей, развития способностей, разными способами активизировать человеческий фактор.

На первых этапах осуществляется анализ обстановки и формулировка цели. Большое значение играет включение в работу активистов сценарной, режиссерской и организаторской групп. Затем в подготовку мероприятия включается все большее число участников – кружковцы, педагоги, оформители, костюмеры и т.д. «В этот период перед организаторами стоит задача воспитания у участников необходимости общей работы, надо вызвать у них глубокую заинтересованность в осуществлении поставленной задачи, нацелить их на самостоятельное решение поставленных вопросов, наладить  получение информации о положении дел» (19, с. 29).

Собранные материалы сценарная группа трансформирует в художественную форму. Для педагогического анализа собираются ответы на следующие вопросы:

-                     каков контингент по социально-демографическому признаку, уровню общекультурного развития;

-                     какова степень его готовности принять участие в мероприятии;

-                     что соответствует определенному набору операций, которые выражают форму и меру реального участия субъекта и объекта по принципу «встречная активность».

Основное внимание при определении цели следует обратить на ее характер, только тогда она будет генератором идей, объединив всех участников подготовки в единомышленников. Конкретно расписываются все поручения, роли и т.п., рассчитываются людские и финансовые ресурсы, уточняется цель мероприятия. Успех мероприятия во многом зависит от четкого планирования. Оно позволяет организатору определить пути достижения поставленных перед собой задач.

Продуманное планирование позволяет систематизировать работу, добиться единства содержания и формы проведения мероприятия на основе познавательности и взаимозаменяемости различных форм взаимодействия.

В разделы плана могут быть включены следующие графы:

-         наименование мероприятия – наименование мероприятия обычно определяется короче и образнее, чем тема этого мероприятия. При этом название должно отражать тему. Если мероприятие организуется для массовой аудитории, название должно быть коротким, привлекающим внимание, пробуждающим интерес;

-         целевые группы, для которых проводится мероприятие – в этой графе дается характеристика будущей аудитории. Знание ее особенностей, учет их – непременное требование к любому мероприятию;

-         цель мероприятия – при планировании необходимо четко определить цель каждого мероприятия, рассчитанных на определенную категорию и направленных на решение конкретных воспитательных задач. Чем шире круг таких задач, тем полнее формы и методы будут отвечать требованиям комплексного подхода к делу воспитания, учитывать различные его направления. При этом конкретные воспитательные задачи отдельных мероприятий определяются целями цикла, общей направленностью плана.

-         формы проведения мероприятия – сложные задачи, стоящие перед учреждением дополнительного образования, можно решить используя разнообразные по форме мероприятия. Необходимо хорошо знать методику подготовки и проведения каждого отдельного мероприятия для ее успешного анализа.

-         сроки проведения мероприятия

-         место проведения мероприятия

-         организации принимающие участие в проведении мероприятия

-         материально-техническое и финансовое обеспечение

-         ответственные за подготовку и проведение мероприятия

Следующий этап – подготовка мероприятия. Здесь важно добиться от сценарной группы четкого составления программы совместных действий, поисков рациональных способов объединения усилий исполнителей, четко определить функции каждого исполнителя. Наиболее эффективным способом является проигрывание исполнительских ролей, репетиция. Роль организатора должна быть сведена в основном к общему руководству их деятельности и за ходом осуществления мероприятия.

Проведение мероприятия  представляет собой самый сложный и ответственный этап для всех участников. Но, несмотря на занятость, надо вести наблюдение за эффективностью мероприятия и за четким прохождением  намеченного сценария. Быстрота ориентировки  дает возможность не растеряться в непредвиденной ситуации, например в случае неожиданной реакции зрителей.

И, наконец, завершающий этап – анализ. От подведения итогов, анализа данного мероприятия во многом зависит качество дальнейших мероприятий. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, промахи, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторение. Анализ мероприятия обязательно должен завершаться общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

На уровне анализа отдельно взятого массового мероприятия изучается комплекс документов, где зафиксирована информация об этом мероприятии, о сценарно-режиссерском замысле, основных этапах подготовки, ходе проведение и т.д. Здесь неоценима роль текста сценария, рабочего плана подготовки мероприятия, отзывов на него в СМИ; документов, отражающих мнение зрителей, участников, представителей общественных организаций, администрации района и учреждения и др.

Когда количество документов велико применяется метод проблемно-тематического анализа. Суть его состоит в следующем: предварительно составляется вопросник с небольшим количеством вопросов, касающихся основных  моментов предмета изучения. Ответы, получаемые в ходе прочтения, просмотра, прослушивания документов фиксируются на бумаге, а затем обобщаются. Это позволяет сделать вывод о том, каков общий объем работы, разнообразны ли используемые формы, каков удельный вес каждой из них, какие категории населения ими охвачены и т.д.

Несмотря на относительную доступность метода анализа документов, он все же дает не полную, а лишь частичную информацию об интересующих нас проблемах организационно - массовой работы. Особенно это становится заметно, когда предметом внимания становится отдельно взятое мероприятие. Здесь чрезвычайно важно, не только иметь возможность проанализировать сценарный план подготовки и проведения самого мероприятия, но и соотнести замысел и его воплощение, планируемую и реальную реакцию аудитории и многое другое, что в документах может найти лишь частичное и не всегда объективное отражение.

В этом случае на помощь приходит метод наблюдения. Его отличие от метода анализа документов как раз в том и состоит, что наблюдение – это прямая регистрация событий очевидцем, а документ представляет собой опосредованную регистрацию информации о событии. Наиболее продуктивно  структурное наблюдение, когда заранее планируются формы проявления наблюдаемого признака, которые затем закладываются в основу документа, фиксирующего этот признак. Существует общая схема ориентиров, требующих учета при подготовке плана наблюдения мероприятия:

а) наблюдаемые;

б) обстановка, то есть где проходит данное мероприятие;

в) поведение наблюдаемых;

г) частота и продолжительность наблюдаемого события.

Все данные, объективно отражающие опыт организационно-массовой работы и поддающиеся отдельному анализ, могут быть зафиксированы на специальных карточках методической записи мероприятия (5, 88-89).

Карточка

методической записи мероприятия проведенного в    ______________________________________________________________________

(указать учреждение, специалиста, который его проводит)

I.                   Описание и оценка построения мероприятия как целостного процесса психолого-педагогического воздействия на аудиторию

а)___________ число _______________________месяц _________________год проведения

б) название мероприятия ________________________________________________________

в) аудитория (для кого проводится мероприятие) ____________________________________

г) ситуация, обусловившая необходимость проведения мероприятия ___________________

 

д) цель проведения мероприятия _________________________________________________

е) форма мероприятия

            ж)  средства, методы, использованные в мероприятии

            з) место проведения мероприятия

            и) содержание, ход мероприятия

            к) потребности, интересы аудитории, удовлетворяемые данным мероприятием

            л) в чем выражен педагогический результат мероприятия

            м) оценка построения мероприятия, взаимосвязи между целью, потребностями аудитории, ее культурным уровнем, средствами воздействия и т.д.

II.                Выявление новизны, прогрессивности методики  организации и проведения мероприятия

1. Достоинства проведенного мероприятия

а) все прогрессивное в методике организации мероприятия

б) все прогрессивное в методике проведения мероприятия

в) новое в методике организации и проведения мероприятия

2. Недостатки мероприятия

а) консервативное, подлежащее искоренению из практики проведения и организации мероприятий