Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты

Заголовок: Внеурочная воспитательная работа (Details)
Тип файла: docx
Версия: 1.00
Размер: 27.06 Kb
Автор:

Траектория развития школьника за рамками урока.

Путь к упорядочению внеурочного времени.

Три компонента эффективности внеклассных мероприятий

Ю. Тамошин,кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Самарского регионального центра мониторинга в образовании

Существуют принципиально измеримые и конкретные «организационные» результаты этой деятельности. Оценить их эффективность при аттестации возможно при использовании трехкомпонентной по своему содержанию системы оценок: первый компонент (показатель) - степень участия (включенности) ученика в деятельность (поведенческая активность); второй компонент (показатель) - характер отношения к деятельности (эмоционально-чувственная активность); третий компонент (показатель) - степень значимости, осмысленности деятельности (рефлексивная активность).

Степень сформированности каждого из указанных компонентов выявлялась посредством собственной оценки учащегося (методом анкетирования). Это позволило типологизировать эффективность внеурочной воспитательной деятельности.

Полученные в ходе аттестации данные позволили провести оценку качества не только организации внеурочной воспитательной работы аттестуемых школ по пяти основным формам (факультативы и спецкурсы; творческие объединения; массовые мероприятия; классные часы; ученическое самоуправление), но и выявить общие тенденции.

vneur_vospit_rabota.png

Условные обозначения: «+» - положительное проявление, «-» - отрицательное проявление компонента.

Спектр противоречий и причин

Согласно предлагаемому в исследовании типологическому ряду эффективность организации факультативов и спецкурсов представляется двумя типами. Приоритетным является первый (94 % школ), при котором поведенческая, эмоционально-чувственная и рефлексивная активность большинства учащихся находится на достаточно высоком уровне. Тем не менее нельзя заключить, что все виды активности оптимально сбалансированы между собой. В ряде школ организация факультативов и спецкурсов разбалансирована, что, как правило, связано со стремлением администрации к максимально высокой занятости учащихся. Это ведет к снижению эмоционально-чувственной либо рефлексивной активности или той и другой одновременно.

Детальный анализ документации данных школ, собеседования с администрацией и учащимися позволили определить причины существования таких ситуаций. Факультативы и спецкурсы - это форма внеурочной деятельности, призванная обеспечивать более полные, расширенные, совершенные знания учащихся в рамках изучаемых предметов. Отсюда высокое стремление администрации и педагогического коллектива к стопроцентной занятости школьников данным видом деятельности. В то же время факультативы и спецкурсы не являются обязательными для посещения, однако, как показывает практика, в ряде школ они обозначены в учебном расписании наряду с предметами базисного учебного плана. В некоторых случаях программное содержание основного и факультативного курсов совпадают или даже дублируют друг друга. Зачастую технологическое построение факультативов сводится к механической «долбежке» требуемого содержания основного курса, а форма проведения занятий тривиальна и шаблонна.

Указанный перечень далеко не полно отражает весь спектр противоречий и причин, приводящих прежде всего к формированию негативного отношения (2-й компонент эффективности) со стороны учащихся. Следствием этого зачастую является отрицательная рефлексивная активность (3-й компонент эффективности), то есть ученик не понимает значимости для себя факультатива или спецкурса. Такая ситуация возникает в школах, стремящихся к переходу в иной статус (лицея или гимназии), что требует высокого уровня обученности учащихся. Отрицательная рефлексивная активность формируется еще и потому, что представленность предметных областей оказывается узкой, строго ограниченной, не отвечающей познавательным потребностям школьника. Подтверждением этого является отсутствие работы по изучению индивидуального спроса (заказа) на факультативы и спецкурсы или оцениванию востребованности и эффективности уже существующих.

Парадоксальным является другой тип эффективности - седьмой, - характерный, правда, только для 6% школ. Высокая востребованность факультативных занятий и положительное отношение к ним не обеспечиваются предоставлением возможности участия. Функционирующие факультативы и спецкурсы оказывают непосредственное воздействие на учащихся, но не столько через факт участия, сколько через те слухи, мнения, разговоры, которые существуют вокруг них. Данный тип эффективности, к сожалению, встречается в практике в основном из-за отсутствия условий (кадровых, материальных, финансовых). Таким образом, желание учащихся (их родителей) усилить базовую подготовку, например, для поступления в вуз, не подкрепляется соответствующим набором дополнительных образовательных услуг.

На основе проведенного анализа можно заключить, что эффективность факультативов и спецкурсов характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, повышение занятости в них ведет к снижению их значимости для учащихся, а с другой, напротив, наличие необходимого смысла в сочетании с благоприятной эмоционально-чувственной активностью учащихся не позволяет реализовать их поведенческую активность (участие) вследствие отсутствия в школе должного количества подобных занятий.

В рамках упорядоченного внеурочного времени

Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.

Тенденция, вытекающая из седьмого типа эффективности, для творческих объединений (в отличие от факультативов и спецкурсов) имеет не случайный, а направленный характер. В 34 % школ учащиеся лишены возможности реализовать себя в этой деятельности. Можно было бы не акцентировать на этом внимания, если бы данная форма внеурочной работы с детьми не признавалась ими значимой, ценной или не была представлена в практике вовсе, как, например, в шестом и восьмом типах эффективности.

Традиционно сложившийся (прежде всего экономически) подход определяет школе среднестатистический объем педагогической нагрузки в 27 часов на организацию творческих объединений. Исходя из указанного объема, на базе школы могут участвовать в творческих объединениях от 80 до 200 учащихся (при условии, если учащийся посещает только одно объединение). Это первый сдерживающий фактор. Следующим фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д. Третий фактор, играющий немаловажную роль, - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.

Правда, первые три фактора в принципе нельзя считать полной ответственностью школы, так как согласно Закону РФ «Об образовании» удовлетворять интересы и потребности детей за рамками государственного стандарта призваны учреждения дополнительного образования. Однако парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в этих учреждениях. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ. Особенно эффективно такое сотрудничество в сельских школах, где территориальная разобщенность населенных пунктов и малочисленность учащихся не позволяют создать в них учреждения дополнительного образования.

Результаты аттестационных экспертиз выявили закономерности в организации творческих объединений, присущие большинству школ. Предпочтение для занятий отдается учащимся начального и среднего звена в ущерб интересам старшеклассников.

Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории.

Непременный атрибут любой школы

В меньшей степени такой зависимости подвержена эффективность организации массовых мероприятий. Данная форма работы является непременным атрибутом любой школы и занимает в них значительное (в сравнении с другими формами) место. Палитра массовых мероприятий насыщена по всем составляющим: способам и приемам подготовки, формам проведения, тематической направленности, возрастному диапазону учащихся, масштабности.

Доказано, что ключевым элементом эффективности массовых форм работы выступает начальная фаза их осуществления - подготовка. От того, насколько профессионально субъект управления обеспечивает благоприятную эмоционально-чувственную активность учащихся, во многом зависит их поведенческая и рефлексивная активность. Именно проживание ребенком каждого конкретного мероприятия от старта до финиша может обеспечить оптимальное сочетание трех компонентов эффективности (участие, отношение, признание значимости мероприятия).

К сожалению, традиции педагогической практики привели к преобладанию массовых общешкольных дел развлекательного, созерцательно-зрелищного характера, которые не могут формировать у учащихся ценностно-значимые смыслы. В конечном счете, формируется индифферентное отношение к участию в этих мероприятиях или жестко избирательное их посещение. Таким образом, происходит сужение содержания воспитательной деятельности, обесценивается значимость общешкольного коллектива, снижается уровень событийности жизнедеятельности школьников.

Данные аттестационных исследований свидетельствуют о развитии в некоторых школах массовой работы с детьми в обозначенных направлениях. Для таких школ характерен второй тип эффективности организации массовых мероприятий, при котором смыслообразующая составляющая участия отрицательна, а  величина индексов поведенческой и эмоционально-чувственной активности незначительна.

Однако и школы, имеющие первый тип эффективности, существенно отличаются, особенно по рефлексивному и поведенческому видам активности. Лишь в 28% случаев можно констатировать, что система массовых мероприятий пользуется признанием среди учащихся. Небезынтересным является то, что данную группу школ составляют те, в которых на достаточно высоком уровне развито ученическое самоуправление, а предпочтение во всех видах планирования (стратегического, тактического, текущего) строится на основе изучения интересов учащихся и гармоничном сочетании мнений всех участников педагогического процесса. Тем самым обеспечивается высокий уровень сопричастности, соучастия в реализации планируемых мероприятий.

Когда ученик вынужден делать не то, что он считает нужным

Не менее распространенной формой работы являются и классные часы. Вместе с тем, это особая форма, основное предназначение которой состоит в обеспечении более тесного, направленного взаимодействия классного руководителя и учащихся. И, как ни парадоксально, именно эффективность классных часов оказывается наиболее низкой. Самую опасную зону составляют 16% школ, где эффективность их организации может быть отнесена к третьему типу. Такая система является крайне неэффективной и, скорее всего, приводит к негативным результатам. Дети участвуют в них лишь под настойчивым давлением, нажимом. Возникает ситуация, при которой ученик вынужден делать не то, что и как он считает нужным, а то, что укажут. Примитивный, формализованный характер организации и проведения классных часов не приводит учащихся к положительной эмоционально-чувственной и уж тем более смыслоопределяющей активности.

Как показали исследования, существование такой ситуации обусловливается в первую очередь стилем педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися, его профессиональной и коммуникативной культурой, а также структурой, организацией и содержанием классного часа. Материалы исследования убеждают в том, что институт классного руководства является необходимым только при разумном сочетании всех видов активности школьника.

К сожалению, бытующее в практике второстепенное отношение к классным руководителям, несовершенство традиционной методической базы тормозят построение качественно нового уровня в организации их деятельности. Намечавшийся коренной перелом изменения существующего положения за счет введения института освобожденных воспитателей и социальных педагогов, к сожалению, не нашел широкого распространения. Результаты исследований весьма четко демонстрируют, что первый тип эффективности организации классных часов отмечается как раз в тех школах, где вопреки различным препятствиям сумели сохранить (пусть даже не в полном виде) инновационные формы классного руководства.

Только постоянный поиск способов сбалансированной интеграции мнений всех участников образовательного процесса может быть конструктивным инструментом в построении всей системы внеурочной деятельности. Предоставление права выражать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды и мнения способствует ослаблению дезинтеграционных процессов в системе. Быть услышанными учащиеся могут через упорядоченную форму ученического самоуправления или, точ-нее, соуправления. Гуманизация и демократизация системы образования приводят к более широкому внедрению совместной управленческой деятельности педагогического и ученического коллективов. В 74% обследованных школ работа органов ученического самоуправления оценивается как 1-й тип эффективности. Однако при высоких показателях положительного отношения и значимости соуправления поведенческая активность минимальна либо отрицательна, что характеризуется седьмым типом эффективности (таких школ 22%). Данный факт нельзя расценивать как негативный. Специфика деятельности органов ученического соуправления требует длительного времени, в течение которого эмоциональная атмосфера вокруг их функционирования трансформируется в ценностно-значимый смысл для ученика и перерастает в потребность личного участия. Как показывают данные проведенного сравнительно-сопоставительного анализа, седьмой тип эффективности организации соуправления отмечается в школах, где работа в этом направлении является новой формой деятельности. Кроме того, выделяется еще одна особенность. В школах, где органы ученического соуправления в виде групп активистов представлены только верхней ступенью управленческой иерархии (Совет, Комитет, Парламент и др.) и в достаточной степени адекватно выражают мнение всего (или большинства) ученического коллектива, формируется модель, при которой каждому ученику нет необходимости самому участвовать в работе какого-либо органа. Альтернативой такой ситуации является вариант модели соуправления, навязываемый педагогическим коллективом в рамках своеобразной «игры в демократию». Эффективность подобной модели еще до начала ее действия бывает сведена на нет. Таким образом, деятельность ученического самоуправления наиболее эффективна в случае высокой заинтересованности ученического коллектива, поддержки со стороны педагогов, а также полиструктурного и полифункционального характера создаваемых органов.

***

Выявленные в ходе аттестации тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

Журнал «Директор школы», № 8, 2001 г.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Как сделать потолок из гипсокартона. Как сделать подвесной потолок в доме. Какой потолок лучше сделать. Отделка ванной комнаты. Быстрая отделка ванных комнат панелями. Отделка ванной комнаты пластиковыми панелями. Кровля крыши профнастилом. Качественные материалы для кровли крыш. Крыша из мягкой кровли. Самоделки для сада. Успешные самоделки для сада своими руками. Самоделки для сада и огорода. Ванная мебель для ванной комнаты. Купить мебель для ванных комнат недорого. Заказ мебели для ванной комнаты. Бизнес малое производство. Самый малый бизнес идеи производство. Новый бизнес производство. Монтаж дверей своими руками. Быстрый монтаж входных дверей. Легкий монтаж пластиковых дверей. С чего начать ремонт квартиры. Быстрый ремонт дома с чего начать. Ремонт своими руками для начинающих.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела