Внеурочная воспитательная работа: измеримые и конкретные результаты

Заголовок: Внеурочная воспитательная работа (Details)
Тип файла: docx
Версия: 1.00
Размер: 27.06 Kb
Автор:

Траектория развития школьника за рамками урока.

Путь к упорядочению внеурочного времени.

Три компонента эффективности внеклассных мероприятий

Ю. Тамошин,кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Самарского регионального центра мониторинга в образовании

Существуют принципиально измеримые и конкретные «организационные» результаты этой деятельности. Оценить их эффективность при аттестации возможно при использовании трехкомпонентной по своему содержанию системы оценок: первый компонент (показатель) - степень участия (включенности) ученика в деятельность (поведенческая активность); второй компонент (показатель) - характер отношения к деятельности (эмоционально-чувственная активность); третий компонент (показатель) - степень значимости, осмысленности деятельности (рефлексивная активность).

Степень сформированности каждого из указанных компонентов выявлялась посредством собственной оценки учащегося (методом анкетирования). Это позволило типологизировать эффективность внеурочной воспитательной деятельности.

Полученные в ходе аттестации данные позволили провести оценку качества не только организации внеурочной воспитательной работы аттестуемых школ по пяти основным формам (факультативы и спецкурсы; творческие объединения; массовые мероприятия; классные часы; ученическое самоуправление), но и выявить общие тенденции.

vneur_vospit_rabota.png

Условные обозначения: «+» - положительное проявление, «-» - отрицательное проявление компонента.

Спектр противоречий и причин

Согласно предлагаемому в исследовании типологическому ряду эффективность организации факультативов и спецкурсов представляется двумя типами. Приоритетным является первый (94 % школ), при котором поведенческая, эмоционально-чувственная и рефлексивная активность большинства учащихся находится на достаточно высоком уровне. Тем не менее нельзя заключить, что все виды активности оптимально сбалансированы между собой. В ряде школ организация факультативов и спецкурсов разбалансирована, что, как правило, связано со стремлением администрации к максимально высокой занятости учащихся. Это ведет к снижению эмоционально-чувственной либо рефлексивной активности или той и другой одновременно.

Детальный анализ документации данных школ, собеседования с администрацией и учащимися позволили определить причины существования таких ситуаций. Факультативы и спецкурсы - это форма внеурочной деятельности, призванная обеспечивать более полные, расширенные, совершенные знания учащихся в рамках изучаемых предметов. Отсюда высокое стремление администрации и педагогического коллектива к стопроцентной занятости школьников данным видом деятельности. В то же время факультативы и спецкурсы не являются обязательными для посещения, однако, как показывает практика, в ряде школ они обозначены в учебном расписании наряду с предметами базисного учебного плана. В некоторых случаях программное содержание основного и факультативного курсов совпадают или даже дублируют друг друга. Зачастую технологическое построение факультативов сводится к механической «долбежке» требуемого содержания основного курса, а форма проведения занятий тривиальна и шаблонна.

Указанный перечень далеко не полно отражает весь спектр противоречий и причин, приводящих прежде всего к формированию негативного отношения (2-й компонент эффективности) со стороны учащихся. Следствием этого зачастую является отрицательная рефлексивная активность (3-й компонент эффективности), то есть ученик не понимает значимости для себя факультатива или спецкурса. Такая ситуация возникает в школах, стремящихся к переходу в иной статус (лицея или гимназии), что требует высокого уровня обученности учащихся. Отрицательная рефлексивная активность формируется еще и потому, что представленность предметных областей оказывается узкой, строго ограниченной, не отвечающей познавательным потребностям школьника. Подтверждением этого является отсутствие работы по изучению индивидуального спроса (заказа) на факультативы и спецкурсы или оцениванию востребованности и эффективности уже существующих.

Парадоксальным является другой тип эффективности - седьмой, - характерный, правда, только для 6% школ. Высокая востребованность факультативных занятий и положительное отношение к ним не обеспечиваются предоставлением возможности участия. Функционирующие факультативы и спецкурсы оказывают непосредственное воздействие на учащихся, но не столько через факт участия, сколько через те слухи, мнения, разговоры, которые существуют вокруг них. Данный тип эффективности, к сожалению, встречается в практике в основном из-за отсутствия условий (кадровых, материальных, финансовых). Таким образом, желание учащихся (их родителей) усилить базовую подготовку, например, для поступления в вуз, не подкрепляется соответствующим набором дополнительных образовательных услуг.

На основе проведенного анализа можно заключить, что эффективность факультативов и спецкурсов характеризуется двумя противоположными тенденциями: с одной стороны, повышение занятости в них ведет к снижению их значимости для учащихся, а с другой, напротив, наличие необходимого смысла в сочетании с благоприятной эмоционально-чувственной активностью учащихся не позволяет реализовать их поведенческую активность (участие) вследствие отсутствия в школе должного количества подобных занятий.

В рамках упорядоченного внеурочного времени

Видовое разнообразие творческих объединений велико: это кружки, секции, клубы, студии, лаборатории, мастерские, научные общества учащихся, экспедиции. Многогранна и профильная направленность. Связано это прежде всего с тем, что в отличие от факультативов творческие объединения предназначены выполнять другие, более широкие, не только обучающие в контексте конкретной предметной области функции. Поэтому их эффективность в максимальной степени зависит от полноты удовлетворения существующих интересов и потребностей ребенка. Предоставление всевозможного по направленности и видовому разнообразию набора творческих объединений создает условия для развития учащихся в рамках целенаправленного, упорядоченного проведения внеурочного времени. Таким образом, у школы имеется реальный путь к минимизации педагогически неорганизованной среды. Однако, основываясь на данных исследования, следует констатировать, что в реальности школы далеко не полно концентрируют усилия по снижению дезорганизованного пространства через творческие объединения.

Тенденция, вытекающая из седьмого типа эффективности, для творческих объединений (в отличие от факультативов и спецкурсов) имеет не случайный, а направленный характер. В 34 % школ учащиеся лишены возможности реализовать себя в этой деятельности. Можно было бы не акцентировать на этом внимания, если бы данная форма внеурочной работы с детьми не признавалась ими значимой, ценной или не была представлена в практике вовсе, как, например, в шестом и восьмом типах эффективности.

Традиционно сложившийся (прежде всего экономически) подход определяет школе среднестатистический объем педагогической нагрузки в 27 часов на организацию творческих объединений. Исходя из указанного объема, на базе школы могут участвовать в творческих объединениях от 80 до 200 учащихся (при условии, если учащийся посещает только одно объединение). Это первый сдерживающий фактор. Следующим фактором являются материально-технические условия школы: пропускная способность помещений, достаточность необходимых материалов и оборудования, экономическая и материальная емкость творческих объединений и т.д. Третий фактор, играющий немаловажную роль, - кадровый потенциал. Для работы в творческих объединениях учитель-предметник не может строить свою деятельность аналогично урочной. От него требуется кардинальная смена «почерка» в работе, применяемых технологий, профессиональных знаний и умений, способов взаимодействия с детьми. Четвертым фактором является слабая заинтересованность прежде всего непосредственно руководителей, занимающихся организацией внеурочной деятельности, в определении интересов и потребностей учащихся, а также их родителей. Данные проведенных опросов убеждают: форма, структура и содержание внеурочной деятельности редко опираются на изучение социально ориентированных потребностей и интересов учащихся и на оценку родительского мнения.

Правда, первые три фактора в принципе нельзя считать полной ответственностью школы, так как согласно Закону РФ «Об образовании» удовлетворять интересы и потребности детей за рамками государственного стандарта призваны учреждения дополнительного образования. Однако парадокс состоит в том, что учащиеся выражают желание заниматься в творческих объединениях именно в школе, а не в этих учреждениях. Потому не случайно многие руководители на основе договоров о сотрудничестве привлекают педагогов учреждений дополнительного образования для организации творческих объединений на базе своих школ. Особенно эффективно такое сотрудничество в сельских школах, где территориальная разобщенность населенных пунктов и малочисленность учащихся не позволяют создать в них учреждения дополнительного образования.

Результаты аттестационных экспертиз выявили закономерности в организации творческих объединений, присущие большинству школ. Предпочтение для занятий отдается учащимся начального и среднего звена в ущерб интересам старшеклассников.

Очевидно, что степень проблемности в организации деятельности этих объединений тесным образом связана с эффективностью использования возможных условий и ресурсов учреждений, образующих со школой единое социокультурное пространство конкретной территории.

Непременный атрибут любой школы

В меньшей степени такой зависимости подвержена эффективность организации массовых мероприятий. Данная форма работы является непременным атрибутом любой школы и занимает в них значительное (в сравнении с другими формами) место. Палитра массовых мероприятий насыщена по всем составляющим: способам и приемам подготовки, формам проведения, тематической направленности, возрастному диапазону учащихся, масштабности.

Доказано, что ключевым элементом эффективности массовых форм работы выступает начальная фаза их осуществления - подготовка. От того, насколько профессионально субъект управления обеспечивает благоприятную эмоционально-чувственную активность учащихся, во многом зависит их поведенческая и рефлексивная активность. Именно проживание ребенком каждого конкретного мероприятия от старта до финиша может обеспечить оптимальное сочетание трех компонентов эффективности (участие, отношение, признание значимости мероприятия).

К сожалению, традиции педагогической практики привели к преобладанию массовых общешкольных дел развлекательного, созерцательно-зрелищного характера, которые не могут формировать у учащихся ценностно-значимые смыслы. В конечном счете, формируется индифферентное отношение к участию в этих мероприятиях или жестко избирательное их посещение. Таким образом, происходит сужение содержания воспитательной деятельности, обесценивается значимость общешкольного коллектива, снижается уровень событийности жизнедеятельности школьников.

Данные аттестационных исследований свидетельствуют о развитии в некоторых школах массовой работы с детьми в обозначенных направлениях. Для таких школ характерен второй тип эффективности организации массовых мероприятий, при котором смыслообразующая составляющая участия отрицательна, а  величина индексов поведенческой и эмоционально-чувственной активности незначительна.

Однако и школы, имеющие первый тип эффективности, существенно отличаются, особенно по рефлексивному и поведенческому видам активности. Лишь в 28% случаев можно констатировать, что система массовых мероприятий пользуется признанием среди учащихся. Небезынтересным является то, что данную группу школ составляют те, в которых на достаточно высоком уровне развито ученическое самоуправление, а предпочтение во всех видах планирования (стратегического, тактического, текущего) строится на основе изучения интересов учащихся и гармоничном сочетании мнений всех участников педагогического процесса. Тем самым обеспечивается высокий уровень сопричастности, соучастия в реализации планируемых мероприятий.

Когда ученик вынужден делать не то, что он считает нужным

Не менее распространенной формой работы являются и классные часы. Вместе с тем, это особая форма, основное предназначение которой состоит в обеспечении более тесного, направленного взаимодействия классного руководителя и учащихся. И, как ни парадоксально, именно эффективность классных часов оказывается наиболее низкой. Самую опасную зону составляют 16% школ, где эффективность их организации может быть отнесена к третьему типу. Такая система является крайне неэффективной и, скорее всего, приводит к негативным результатам. Дети участвуют в них лишь под настойчивым давлением, нажимом. Возникает ситуация, при которой ученик вынужден делать не то, что и как он считает нужным, а то, что укажут. Примитивный, формализованный характер организации и проведения классных часов не приводит учащихся к положительной эмоционально-чувственной и уж тем более смыслоопределяющей активности.

Как показали исследования, существование такой ситуации обусловливается в первую очередь стилем педагогического взаимодействия классного руководителя с учащимися, его профессиональной и коммуникативной культурой, а также структурой, организацией и содержанием классного часа. Материалы исследования убеждают в том, что институт классного руководства является необходимым только при разумном сочетании всех видов активности школьника.

К сожалению, бытующее в практике второстепенное отношение к классным руководителям, несовершенство традиционной методической базы тормозят построение качественно нового уровня в организации их деятельности. Намечавшийся коренной перелом изменения существующего положения за счет введения института освобожденных воспитателей и социальных педагогов, к сожалению, не нашел широкого распространения. Результаты исследований весьма четко демонстрируют, что первый тип эффективности организации классных часов отмечается как раз в тех школах, где вопреки различным препятствиям сумели сохранить (пусть даже не в полном виде) инновационные формы классного руководства.

Только постоянный поиск способов сбалансированной интеграции мнений всех участников образовательного процесса может быть конструктивным инструментом в построении всей системы внеурочной деятельности. Предоставление права выражать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды и мнения способствует ослаблению дезинтеграционных процессов в системе. Быть услышанными учащиеся могут через упорядоченную форму ученического самоуправления или, точ-нее, соуправления. Гуманизация и демократизация системы образования приводят к более широкому внедрению совместной управленческой деятельности педагогического и ученического коллективов. В 74% обследованных школ работа органов ученического самоуправления оценивается как 1-й тип эффективности. Однако при высоких показателях положительного отношения и значимости соуправления поведенческая активность минимальна либо отрицательна, что характеризуется седьмым типом эффективности (таких школ 22%). Данный факт нельзя расценивать как негативный. Специфика деятельности органов ученического соуправления требует длительного времени, в течение которого эмоциональная атмосфера вокруг их функционирования трансформируется в ценностно-значимый смысл для ученика и перерастает в потребность личного участия. Как показывают данные проведенного сравнительно-сопоставительного анализа, седьмой тип эффективности организации соуправления отмечается в школах, где работа в этом направлении является новой формой деятельности. Кроме того, выделяется еще одна особенность. В школах, где органы ученического соуправления в виде групп активистов представлены только верхней ступенью управленческой иерархии (Совет, Комитет, Парламент и др.) и в достаточной степени адекватно выражают мнение всего (или большинства) ученического коллектива, формируется модель, при которой каждому ученику нет необходимости самому участвовать в работе какого-либо органа. Альтернативой такой ситуации является вариант модели соуправления, навязываемый педагогическим коллективом в рамках своеобразной «игры в демократию». Эффективность подобной модели еще до начала ее действия бывает сведена на нет. Таким образом, деятельность ученического самоуправления наиболее эффективна в случае высокой заинтересованности ученического коллектива, поддержки со стороны педагогов, а также полиструктурного и полифункционального характера создаваемых органов.

***

Выявленные в ходе аттестации тенденции требуют кардинального осмысления системы внеурочной воспитательной работы с позиции создания условий для выбора ребенком индивидуальной, соответствующей его возможностям и склонностям, ценностям родителей и общества траектории развития за рамками урока. Очевидно, что позитивной динамика эффективности такой деятельности может быть лишь при детальном изучении и сбалансированном сочетании интересов и потребностей всех участников образовательного процесса.

Журнал «Директор школы», № 8, 2001 г.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела