Особенности постановки певческого голоса у старших школьников на занятиях вокального кружка в системе дополнительного образования

Дата:27 августа 2009 года

Место:

Аудитория:педагоги учреждений дополнительного образования г. Магнитогорска.

ЦЕЛЬ:

Продемонстрировать педагогам дополнительного образования эффективные приемы  и методы обучения вокальному мастерству старших школьников на занятиях вокального кружка в системе дополнительного образования.

Задачи:

-         показать коллегам  эффективные приемы развития и воспитания у воспитанников вокального кружка вокального мастерства, как основных компетентностей современного человека;

-         прокомментировать эффективность применения приемов и методов;

ОБОРУДОВАНИЕ:

     -    фортепиано;

      -   мультимедиа аппаратура;

-         презентация;

-         дидактический материал: слова песен

-         фонограммы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Эффективные методы обучения вокальному мастерству  на занятиях

         вокального кружка в системе дополнительного образования.

     3. Практическая демонстрация  упражнений на развитие певческого дыхания.  

         Комментарии.

     4. Практическая демонстрация  вокальных упражнений. Комментарии.

     5.  Рефлексия.

Приветствие.

I.Постановка педагогической проблемы.  Презентация педагогического опыта.

-         Уважаемые коллеги! В рамках сегодняшнего мастер-класса «Особенности постановки певческого голоса у старших школьников на занятиях вокального кружка в системе дополнительного образования».

-В наше время большой популярностью у подрастающей  молодёжи пользуются известные телевизионные программы: «Фабрика звёзд», «Народный артист», «Минута славы».

Учитывая возрастную особенность старших подростков заявить о себе, выглядеть ярко, особенно, «выделяться из толпы», можно аргументировать достаточно активным интересом подростков вокальным творчеством. А увлечь воспитанников, помочь им поверить в свои силы, сделать вокальное искусство стимулом жизни,  это уже задача нас педагогов.

-Восприятие искусства через пение - эстетическая, воспитательная задача для подрастающего всесторонне развитого человека.

•     Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействует на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

•     Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, следовательно поющий человек невольно занимается дыхательной  гимнастикой, укрепляет своё здоровье.

•     Т.о. вокальное творчество является: воспитательной, развивающей и оздоровительной системой занятий.

В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные методы  и приёмы обучения вокальному мастерству  на занятиях вокального кружка в системе дополнительного образования.

Как заинтересовать и приобщить к вокальному искусству подростков пришедших с улицы, не имеющих музыкального образования, вселить в них желание трудиться и заниматься назанятиях вокального кружка? Ответы на эти вопросы мы с вами сегодня обязательно получим.

- Используя современные технологии можно представить вниманию кружковцев – начинающих музыкантов, презентацию или яркую беседу: «Звуки музыки окружают нас повсюду.  Музыка влияет на нас»

•     Успокаивает, когда мы раздражены.

•     Вдохновляет, когда не уверены.

•     Помогает восстановить силы, когда устали.

       и так, в течении всей нашей жизни.

Обучаться музыке можно и нужно каждому человеку!

Конечно, у разных людей слух развит по –разному, но у большинства он развит вполне достаточно, чтобы заниматься вокальным творчеством.

Но надо понимать!Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом, нужно научиться хорошо владеть своим голосом.

-         Трудно представить себе человека, который бы разговаривал, не меняя высоты звучания своего голоса. Прислушайтесь к своей речи (или речи другого человека)  все мы поём, когда говорим, только не замечаем этого.

-         А значит, каждый из нас может развить в себе способность к более тонкому интонированию, научиться владеть голосовой мелодикой речи вплоть до точного попадания в ноты, как того требует исполнение песни.

-         ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!

-         Итак, чтобы научиться петь, надо:

•     Отбросить всякие сомнения в своих вокальных способностях

•     Добиться с помощью упорного труда полного повиновения голоса

•     Овладеть музыкальным слухом, чувством ритма, хорошим произношением.

           Таким образом развить свои вокальные возможности.

    Голос – самый совершенный музыкальный инструмент.

Но далеко не каждый умеет правильно им пользоваться.

Ещё в древние времена, от умения говорить нередко зависела сама жизнь человека.

Умение говорить грамотно, уверенно, беречь свой голос, не вызывать у собеседника антипатии неприятным, слишком громким или слишком тихим голосом, правильно подобрать тон, темп, слова, доводы  - всеми этими качествами обладали ораторы.

•     Известный древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен не сразу достиг вершин славы и признания.
Первое его публичное  выступление было освистано, но не сдался, и с помощью тренировок сумел достичь того, что стал величайшим оратором своего времени.

•     Для преодоления одышки, он например ежедневно поднимался в гору он декламировал стихи. На берегу моря набирав в рот камешков, также занимался декламацией, что неизменно улучшило его дикцию. Так же  перекрикивая шум прибоя , он тоже произносил свои речи, что позволило ему увеличить силу голоса.

          Но, к сожалению, в наше время, огромное большинство людей плохо

         пользуется речью. На занятиях вокального кружка, где постоянно ведётся работа над звукоизвлечением, произношением, дикцией, интонацией вокалисты получают навыки культуры речи, умение красиво и слаженно вести беседу.

Все мы знаем, что работу над постановкой певческого голоса нужно начинать с организации правильного дыхания.

Правильное певческое дыхание имеет в пении большое значение и представляет собой целый комплекс действий, требующих постоянного совершенствования.

Изначально все дыхательные процессы нужно производить медленно, чтобы:

•     Мускулатура привыкла к системному напряжению;

•     Можно было отчётливо контролировать правильность своих ощущений и в процессе тренировок запомнить эти ощущения, доводя всю процедуру до автоматизма.

Какова же цель дыхательных упражнений?

•     Они дают свободу и силу в исполнении, возможность расширения диапазона: чем выше звук, тем большая натренированность и эластичность мышц требуется от певца.

Системность занятий всегда приносит высокие результаты.

 Выработка певческого дыхания состоит из трёх стадий:

•     вдыхание

•     задержка набранного воздуха

•     выдыхание

Упражнение на развитие певческого дыхания:

•     Упражнение № 1

    Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь. Произведите вдох медленно через нос. По окончании вдоха грудь должна быть приподнята, а живот и диафрагма напряжены. Задержите дыхание, а затем медленно выдыхайте(6 секунд – вдох,6 секунд задержка дыхания, 6 секунд –выдох).

Упражнение следует повторить 10 -12 раз, пока не почувствуете прилив бодрости.

•     Упражнение № 2

     Исходное положение: встаньте прямо, руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч. Расслабьтесь. Произведите вдох медленно через нос, задержите дыхание, а затем очень громко, прочитайте стихотворение на выдохе. Затем повторите, при последующем вдохе  на выдохе стихотворение медленно, с выражением.

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч!

Вместо этого четверостишия можно прочитать  любое другое.

Читая стихотворение не вдыхайте воздух. Надо распределить выдох так, чтобы его хватило на всё четверостишие. А в последующем на два прочтения.

Цель этого упражнения – расширить объём дыхания.

Повторить упражнение 3-5 раз.

•    Упражнение № 3

   Медленно и громко, как в предыдущем упражнении, прочтите стихотворение через нос, с закрытым ртом. Следите, чтобы воздух при первом же вздохе не ушёл через нос.

Повторите упражнение 3 раза.

•     Упражнение № 4

Для развития певческого дыхания и дикции, я использую в своей практике скороговорки. Сначала мы разучиваем скороговорки, а потом выполняем задание:

      Прочитать на одном выдохе максимальное   количество скороговорок.

№5– сделайте глубокий вдох и произнося звук «у-у-у», медленно наклоняйтесь вправо, экономно расходуя дыхание. Постарайтесь протянуть гласную как можно дольше. Повторите упражнение влево, затем при наклоне вперёд.

Запомните ощущения когда мы выдыхаем то одним лёгким, то другим. Как работают два лёгких при выдохе.

-на  занятиях обязательно нужно давать теоретическую информации о певческом голосе, как самом совершенном музыкальном инструменте.

Звук голоса возникает так же, как любой звук, извлекаемый на духовом инструменте. Воздух, которым мы дышим, выходит из лёгких через дыхательное горло в гортань.

   В гортани у человека находятся голосовые связки. Под давлением выдыхаемого воздуха они начинают колебаться, и слышится звук.

Памятка для педагога.

•     Нужно часто хвалить воспитанника, замечать малейшее улучшение качества звукоизвлечения;

•     Ни в коем случае нельзя допускать усталости голоса;

•     При малейших признаках усталости надо немедленно прекратить занятие и дать отдохнуть голосовым связкам (полное молчание);

•     Должно быль легко, удобно, приятно заниматься.

•     Оценивайте результаты труда воспитанников.

     Великий русский бас начала XXвека Ф.И.Шаляпин, был убеждён,

•     что надо говорить совершенно так же как поёшь,

•     а петь так же, как говоришь.

Применяя высказывание Ф.И.Шаляпина на практике:

•     Нужно всё время, на протяжении целого дня следить за правильностью своей речи, чёткостью и ясностью её произношения;

•     Произносить все звуки правильно, не искажая их диалектным произношением и другими изменениями изначального звучания;

•     Не нужно менять технику звукоизвлечения при пении – пойте так же как говорите

Прежде чем приступить к выполнению вокальных упражнений, помните о необходимости:

•     правильного дыхания,

•     точного интонирования,

•     чёткого произношения,

•     ровности тембра всех звуков при выполнении упражнения.

Контролируйте все процессы, связанные со звукоизвлечением.

Работа над дикцией.

•     Работа над дикцией – это работа над правильным произношением звука. Дикция является средством донесения текстового содержания песенного произведения и одним из  важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего:

•     укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти;

•     наладить правильное речевое дыхание;

Упражнения для развития дикции:

•     Скороговорки.

Кто хочет выговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

•     Упражнения для губ и языка.

 Упражнение № 1

•     Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого –то на расстоянии и произнесите звук «у-у-у», а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.

Повторите это упражнение не менее 10 раз на счёт «раз, два».

            В результате тренинга начальное напряжение губ и щёк должно исчезнуть

Упражнение № 2

•     Вытяните губы трубочкой, зафиксируйте «хоботок», а затем поднимите его вверх на счёт «раз» и опустите вниз на счёт «два».

                    Это очень эффективное упражнение для улучшения дикции.

   Следите за свободой движения «хоботка» и неподвижностью нижней челюсти и мышц щёк.

Упражнение № 3

•     Упритесь кончиком языка в щёку и растяните её, а затем другую, словно вы катаете во рту конфету. Раз –два, раз –два. Постепенно усиливайте давление языка на щёки.

Повторите упражнение не менее 19 раз.

Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну

 Дикционные упражнения, направленные на развитие дыхания и силы голоса

Упражнение № 1

   Упритесь указательными пальцами в середину щёк. Расслабьтесь. Теперь вдохните и на выдохе произнесите «Бр –р –р –р-р-р-р-р-р-р-р-р». Щёки и губы при этом расслаблены.

Повторите упражнение три раза.

Тренинг на чёткое и правильное произношение гласных звуков.

Упражнение № 1

Следите за дыханием и правильной осанкой.

1.     встаньте ровно;

2.     медленно возьмите дыхание;

3.     задержите дыхание, как бы фиксируя объём выдыхаемого воздуха;

4.     и очень экономно выдыхайте, произнося заданные звуки:

                                  У О А Э И Ы

Упражнение № 2

•     ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ

•     БУ БО БА БЭ БИ БЫ

•     КУ КО КА КЭ КИ КЫ

•     ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ

Следите за чёткостью произнесения  лёгкостью  в связках и горле.

Упражнение № 3

•     Глубоко вдохните и прижмите к губам воображаемый мундштук трубы. Без звука, одним воздухом, нужно очень интенсивно «продышать – протрубить»  мелодию на одном выдохе:

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся, обойтись без докторов,

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

     Распределите дыхание так, чтобы одного вдоха хватило «протрубить» текст всего четверостишия.

    Во время выполнения этого упражнения обратите внимание на то, как работает пресс. Постарайтесь запомнить эти ощущения – в дальнейшем они помогут вам брать высокие ноты и держать дыхание на длинных

Мимический тренинг

•     Упражнение №1

   Встаньте или сядьте перед зеркалом, высуньте язык и подразните себя. Смешно? Отлично! А теперь улыбнитесь себе. Поднять себе настроение всегда полезно!

            Цель упражнения  - научиться наблюдать за гримасами и управлять ими.

Упражнение №2

Внимательно посмотрите на себя в зеркало и улыбнитесь:

•     Благожелательно, как при встрече с другом;

•     Официально, как при встрече с посторонними людьми;

•     Иронично;

•     Надменно, то есть с чувством собственного превосходства.

Упражнение № 3

Глядя в зеркало, изобразите удивление:

•     Будто вы видите что –то приятное;

•     Будто вы впервые заметили нечто ужасное, отталкивающее;

•     Покажите при помощи мимики страх перед безысходностью, создав удлинённую паузу.

Упражнение № 4

•     Глядя в зеркало изобразите любовное томление:

•     перед скорым свиданием;

•     в период долгой разлуки;

•     страдания неразделённого чувства;

•     муки ревности;

•     и другие варианты, которые подскажет вам собственный опыт

Полезные советы:

•     Когда вы убедитесь, что свободно владеете мимической техникой, можно проводить занятие глядя в зеркало на себя как бы со стороны, глазами воображаемого зрителя.

•     Важно, чтобы вам как зрителю нравилось то, что вы видите в зеркале. Особое внимание уделяйте выражению глаз, ведь они как известно, зеркало души.

СЦЕНИЧЕСКОЕ  ДВИЖЕНИЕ

Движения на сцене – одна из важнейших составляющих имиджа любого артиста.

Упражнение на координацию движения

•     Исходное положение:встаньте прямо, ноги на ширине плеч.

1-я позиция.Руки в стороны, ладони раскрыты и «смотрят»вперёд.

2-я позиция.Руки согнуты в локтях, ладони пред грудью «смотрят» вниз.

3-я позиция.Локти опустить вниз, ладони повернуть к себе.

4-я позиция.Руки вверх, ладони смотрят друг на друга.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

•     Сначала выучите упражнение с синхронным движением рук по каждой позиции. Затем при выполнении правой рукой 1- позиции, левая выполняет 2-ю позицию, правая 2-ю, левая  -3-ю и т.д.Постепенно наращивая темп.

•     Нужно постоянно заниматься физической культурой своего тела( утренняя зарядка, шейпинг, аэробика.

•     По возможности запишитесь в профессиональную танцевальную студию.

«Для того чтобы исправить органический недуг, будь то в области речи, произношения и дикции или в области недостатков тела, необходимо бороться с ним не по часам, а во всё время всего дня и в течении всей жизни артиста, пока усваиваемое не превратится во вторую натуру».

                                                                                                      К.С.Станиславский

•     Если вы разговариваете, то говорите правильно всегда, а не только на занятии, если вы изучили правильную манеру стоять, всегда держите спину прямой, если научились петь без фальши, всегда пойте чисто –  и так во всём.

•     Только таким способом вы добьётесь автоматизма во всех своих навыках и придёте к отличному результату.

При пении пользуйтесь следующими правилами жестикуляции:

·        Жесты должны быть непроизвольными, свободными. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нём.

·        Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей песни(если это, конечно, не поставленная хореографическая композиция). Учтите, что не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.

·        Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придерживайте силы в запасе; помните, что жестикуляция – элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен опережать или отставать от подкрепляемого и слова или музыкальной фразы.

·        Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать музыкальной фразе выразительность.

·         Жесты должны отвечать своему назначению. Например, взрослые, в противоположность детям, предпочитают умеренную жестикуляцию.

·        Контролируйте все свои движения и жесты пред зеркалом. Зеркало перед вами – это «зритель». Представляйте, будет ли зрителям приятно смотреть на ваши телодвижения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и зрители получили удовольствие от вашего выступления.

·        Помните, в общении певца со зрителями важную роль играет не только голос, но и внешний облик                                                                                                                                                                         

Хорошее общее впечатление от внешности артиста, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха исполнения  вокального номера.

•     . -ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

На следующий мастер –класс я планирую очень интересную тему: «Сольфеджио на занятиях вокального кружка в системе дополнительного образования»

•     Говоря о нашей основной задаче: развитие вокального мастерства у воспитанников вокальных кружков, нам обязательно нужно затрагивать и сталкиваться с такими понятиями: ритм, такт, нота, нижние и верхние звуки и другими музыкальными терминами.

•     Я, опираясь на свой педагогический опыт, рекомендую изучение нотной грамоты и хорового сольфеджио на занятиях вокального кружка.

Необходимость данного утверждения обусловлена следующими положительными в  музыкальном воспитании и обучении вокальному искусству старших школьников мотивами:

1.     Воспитанники получают музыкальное образование на более высоком профессиональном уровне

2.     изучение сольфеджио облегчит работу педагога дополнительного образования над двух, трёхголосием.

3.     У воспитанников обязательно появляется уверенность в своём дальнейшем обучении в музыкальном училище или консерватории, то есть перспективы. И теперь его музыкальная грамотность не затруднит его профессиональных занятий любимым делом.

Все выше перечисленные мотивы способствуют повышению интереса воспитанников заниматься в кружке и причём не пропуская ни одного занятия.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Укладка ламината на пол. Быстрая укладка ламината своими руками видео. Укладка ламината по диагонали. Пробковое покрытие для пола. Качественная укладка пробкового пола. Пробковый пол плюсы и минусы. Смеси для выравнивания пола. Быстрое выравнивание бетонного пола. Выравнивание пола стоимость. Самоделки для дома. Лучшие самоделки для дома своими руками. Полезные самоделки для дома. Как обустроить кухню. Как обустроить маленькую кухню быстро. Как обустроить кухню фото. Как открыть свой магазин. Хочу открыть магазин с большим капиталом. Сколько стоит открыть магазин. Диван своими руками. Как сделать диван своими руками для дома. Диван своими руками чертежи. Дизайн маленькой кухни. Красивый дизайн интерьера кухни фото. Малогабаритные кухни дизайн.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы