Мастер-класс «Танец как условие формирования ответственного отношения к своему здоровью»

Проводит:  Сенчило Анна Викторовна (педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории)

Дата:27 августа 2013 года

Место:МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района»

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Участники:  педагоги дополнительного образования

ЦЕЛЬ:

           обмен опытом педагогической деятельности по формированию компетентностей современного человека уобучающихся.

Задачи:

-                     продемонстрировать коллегам приемы формирования у обучающихся основных компетентностей современного человека;

-                     прокомментировать эффективность применения приемов;

-                     отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-                     мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

-                     фонограммы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

     3. Рефлексия.

Приветствие.

I. Постановка педагогической проблемы. Презентация педагогического опыта.

-                     Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки.

-                     Подумайте, о какой человеческой ценности говорил известный русский врач и писатель Викентий Викентьевич Вересаев: «С ним не страшны никакие испытания, его потерять – значит потерять все; без него нет ни свободы, нет независимости; человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно» (здоровье).

-                     В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формированияу воспитанников одной из базовых компетентностей  современного человека – ответственное отношение к собственному здоровью.

-                     Сегодня Вы прослушали выступления, были участниками 3 мастер-классов и как никто понимаете, что чувствует ребенок  после учебы, после 5-6 уроков в школе? (усталость).

-                     И нам необходимо не просто сменить деятельность, а снять накопившуюся усталость. В этом мне помогают элементарные приемы из восточных оздоровительных техник, где переплетаются стрейчинговые (упражнения на растяжку), силовые упражнения (для укрепления и разогрева опорно-двигательного аппарата) с дыхательными упражнениями. Обычно подобная работа проводится вначале занятия как разминка и в конце как заминка.

-                     Их цель – восстановить моральные и физические силы, создать настрой на внутренние ощущения, на понимание происходящих внутри себя процессов и использование этих ощущений в работе над движением в танце.

-                     Сейчас мы сделаем несколько элементов разминки, где у вас будет возможность почувствовать её воздействие. Как правило, хореографы с жесткой классической базой дают названия элементам по классической лексике (ронд, батман, плие и т.д.). Я буду называть элементы движений, используя европейский стиль названия элементов в восточных техниках. Дети на данный момент работы уже знакомы с терминологией и особенностями движений. Т.к. мы знакомимся с упражнениями ранее на занятиях спортивно-оздоровительного блока, но там акцент делается на качество движений, на их воздействие на системы организма, а не на внутренние ощущения. Поэтому в новом ракурсе раскрытые знакомые элементы становятся для детей ещё более интересными.

Разминка

Комментарий:

Подобную разминку я использую в процессе работы над танцем в стиле Джаз Модерн. Нам русским людям в силу своей эмоциональности близок вид Модерна, где движения во взаимосвязи с эмоциями (кто знаком с видологией Модерна понимает, о чём я говорю). И подобные упражнения не похожие на традиционные разминочные или классические упражнения у станка позволяют расширить границы восприятия  танцевального искусства и ощутить многообразность танцевальной лексики. К тому же движения и позы, принимаемые в разминке, являются своеобразной подготовительной работой над танцем в плане освоения лексики, а не как традиционная подготовка всех систем организма к работе.

-    Как Вы считаете, могли бы Вы в своей работе  использовать данный прием и где или для чего?

-   Далее я хочу поделиться с Вами некоторыми приемами работы по постановке танца в стиле  Джаз Модерн. А именно с работой над техникой движений по плоскостям. Эта техника разработана канадцем Вильямом Форсайдом и широко используется в сценических постановках театральных спектаклей в Германии, причем не только хореографами. Методика фундаментальна своей этапностью. Танец Джаз Модерн дают детям среднего и старшего возраста, когда воспитанники уже сами участвуют в процессе создания и постановки танца.

 Первое с чем мы начинаем работать это с пространством. Обратите внимание на схему. Современный танец, в частности Джаз Модерн, работает в III– х мерном пространстве.

image002.gif

Iплоскость – оранжевая – плоскость, определяющая направление «вперед-назад» - плоскость «Колеса»;

IIплоскость – желтая - плоскость, определяющая направление «вправо-влево» - плоскость «Двери»;

IIIплоскость – зеленая - горизонтальная полу – плоскость, определяющая направление «вверх-вниз» - плоскость «Пола» или плоскость «Стола» (в которой выполняются повороты, наклонные положения, движения на полу, сброс корпуса и т.д.).

 

-                     Я попрошу Вас разбиться на группы по 3-4 человека и, используя движения из 2-3 плоскостей составить небольшую хореографическую композицию на 2 «восьмерку». Вы можете использовать те движения и «позы», которые были в разминке. Любой танец начинается с образа, будь то образ человека, животного, растения и т. д. Я предлагаю Вам взять образ птицы. Хочу обратить Ваше внимание на то, что когда Вы сочетаете движения рук, ног, тела или головы в разных плоскостях одновременно это придает танцу именно современный окрас, что не свойственно для классического танца. Современный танец очень мобилен и информативен.

(Возможен свой показ примера)

ПЛОСКОСТЬ «КОЛЕСА»

b_231_300_16777215_00_images_materials_statya_master_klass_tancy_image004.jpg

b_226_300_16777215_00_images_materials_statya_master_klass_tancy_image006.jpg

 

ПЛОСКОСТЬ «ДВЕРИ»

b_175_300_16777215_00_images_materials_statya_master_klass_tancy_image008.jpg

b_398_300_16777215_00_images_materials_statya_master_klass_tancy_image010.jpg

ПЛОСКОСТЬ «ПОЛА» или «СТОЛА

image012.jpg

Комментарий:

Наши занятия в дополнительном образовании дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из принципов здоровьесберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. И творческие задания помогают каждому раскрыть свои индивидуальные способности в процессе коллективной работы. Именно танец в стиле Джаз Модерн способствует раскрытию детской индивидуальности. Он не зажат строгими классическими хореографическими канонами (не требует натянутых колен или носков, четких линий при движении и их удержания). В процессе такой работы ребенок чувствует себя свободным и получает от процесса максимум удовольствия.

Работа над техникой движения по плоскостям более объемна и дальнейшее глубокое ее изучение я, к сожалению, в рамках одного мастер-класса показать не смогу.

-                     Следующий прием, с которым я хочу поделиться – работа над качеством движения.

     Обратите внимание на схему.

image014.gif

-                     Каждое движение рассматривается с 3-х позиций: сила, направление и время. Таблица дает некоторую подсказку определением движения.

-                     Рассмотрим несколько движений  с точки зрения их характеристики.

(Показ и объяснение движений)

-                     Я попрошу Вас в своих группах создать хореографическую композицию, использую эти сведения по качеству движений. Хочу обратить Ваше внимание на то, что при постановке танца достаточно выбрать 3-4 качества для определения сути танца. Т.е. определенной музыке соответствуют определенные качества движений, и их перебор приведет к неправильному восприятию, к своеобразному хаосу. В то же время однообразные по времени выполнения и по силе выполнения движения внесут монотонность, и зрительский интерес будет потерян.

Комментарий:

Это практически последний этап работы по изучению техники движений по плоскостям, где дети вооружены хорошим объемом сведений, и эти знания позволяют ставить вполне осознанные и интересные танцевальные композиции.

Всем известно, что движения человека - это проявление его внутреннего состояния или характера. Этот этап работы позволяет мне как педагогу отследить переживания ребенка и помочь скорректировать воспитательный процесс, не навязчиво через танец.  Именно на этом этапе работы дети понимают, что танец - это не просто механическое выполнение или повторение движений за кем-то, а главным образом удовольствие от движения, возможность сказать о своих ощущениях и переживаниях через движение. У девочек старшего возраста это осознание происходит глубоко и весь процесс работы по созданию танца очень увлекает. Подчеркивать оздоровительное воздействие  подобной работы я думаю излишне.

Рефлексия:

-                     Что понравилось в работе по приему, что вызвало затруднения? Что бы Вы могли использовать в своей работе?

-                     Создание танца – увлекательнейший процесс.

-                     Но есть необходимая работа, без которой тяжело будет делать все вместе, слаженно. Как Вы думаете, о чем я говорю? (Работа по созданию сплоченного коллектива).

-                     Для этого я использую специальные занятия в тренинговой форме, где ребенок не только познает других, учится взаимодействовать, но и познает себя, учится владеть своими эмоциями и позитивно реагировать на любую ситуацию.

-                     Сейчас я продемонстрирую Вам один из таких приемов.

Упражнение «Спина друга». Выполняется в паре.

-  Разделитесь на пары. Встаньте спиной друг к другу на расстоянии полуметра. А теперь постарайтесь без помощи рук, упираясь спинами друг в друга, устоять.

Упражнение «Один в поле не воин». Выполняется всей группой участников.

-  Для следующего упражнения встаньте в круг, лицом друг к другу, возьмитесь за руки. А теперь, не отпуская рук, примите позу «Ласточки». Почувствуйте поддержку друг друга, энергию ближнего.

Комментарий:

Прием  создает атмосферу сотрудничества и взаимодействия с помощью тренинговых упражнений.

III. Рефлексия.

- Сегодня мы прожили вместе мастер-класс «Танец как здоровьеформирующая технология». Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.

Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.

Литература:

1.                Андреева Ю. Танцетерапия. – Санкт-Петербург: «Издательство «ДИЛЯ», 2005.

2.                Гарбузов  В.И.  Практическая  психотерапия,  или  как  вернуть  ребенку  и  подростку  уверенность  в  себе,  истинное  достоинство  и  здоровье.- Санкт-Петербург: АО  "Сфера" ,1994.

3.                Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия, Теория, методика, практика.- Санкт-Петербург: Речь, 2004.

4.                Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. - СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Заголовок: ТАНЕЦ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ (Details)
Тип файла: doc
Версия: 1.00
Размер: 4,226.00 Kb
Автор: Сенчило А.В.

Официальные информационные ресурсы