Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа фольклорного искусства». Зимние святки. Колядование.

Автор: Конькова Лариса Васильевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района»
г. Магнитогорска

Тип занятия:практическое занятие

Участники:дети младшего школьного возраста

Оборудование:класс со стульями, музыкальный инструмент, проектор, экран, ноутбук.

Дидактический материал: конспект открытого занятия, флеш-накопитель с материалом презентации.

Цель занятия:художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами программы «Школа фольклорного искусства».

Задачи:

  • продолжить изучение традиционного уклада жизни и народных обычаев;
  • развивать художественное восприятие;
  • формировать основы художественно-эстетической культуры личности.

Методическое обеспечение:

практические приемы: показ, практические задания, повторение, игра;

методы стимулирования и мотивации деятельности: поощрение, создание ситуации успеха, обратная связь;

наглядные методы: демонстрация презентационного материала, карточки с текстом;

словесные методы: рассказ, беседа.

Ход занятия:

Организационный этап

Педагогический комментарий: организационный этап направлен на введение обучающихся в материал занятия.

Педагог:

-       Здравствуйте!

(Педагог и дети исполняют приветствие, выученное на предыдущих занятиях)

-       Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

-        Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным праздником «Зимние Святки». В Древней Руси говорили: «Зима – ночь, лето – день». Как вы думаете, почему?

(дети отвечают)

-        На Руси говорили, что зима хоть и морозами играет, а солнце на лето поворачивает. Как повернется солнышко к свету, так и начнутся праздники у народа. О том говорит нам пословица «Зима за морозы – мужик за праздники».

-        Жители Древней Руси поклонялись многим богам: и богу грома, и богу ветра, и богу дождя, и богине земли. Но главным богом был Световит, потому что он нес свет, а со светом тепло и весну. Поэтому и назывались зимние праздники святками, в честь бога Световита.

-        В древности с просьбами обращались к языческому богу Световиту. Славяне всячески старались уважить этого бога, в первую очередь, чтобы он послал обильный урожай. Еще этого бога называли Колядой, а праздники именовали «колядками», с ними мы знакомились на предыдущих занятиях. Какие колядки вы помните?

(ответы детей)

Основной этап

-        Что же значит колядовать? Внимание на экран (на экране показ обряда колядования).

Педагогический комментарий: показ презентации способствует активизации внимания и повышению интереса к деятельности.

-        И сейчас мы с вами тоже попробуем обыграть эту традицию. Для этого выберем героев (детям инициативно раздаются роли, вместе с остальными детьми прочитывается текст героя на карточке).

Педагогический комментарий: использование метода погружения дает возможность почувствовать себя в образе жителя Древней Руси, стимулируя творческую активность

Группа колядующих идет к дому Мирона:

Хозяин:Пожалуйте, гости, я вас дожидался.

Дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:Сдобные лепешки не лезут в окошки.

Колядующие:Дай бог тому, кто в этом дому.

Вот и каша густа, вам и мед на уста.

Вам и плюшек с творогом и детишек полный дом!

Колядующие идут к дому Николая, поют ему колядку.

Николай:Кто тут орет, спать не дает?

Колядующие:Это мы, колядовщики!

Николай:И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да плясать? (уходит в дом)

Колядующие высмеивают Николая:

Уж ты Коля – Николай сиди дома, не гуляй

В тепленьком местечке, с бабушкой на печке.

Колядующие идут к Иванову двору, хвалят его и его хозяйку:

У Ивана во дворе да три терема стоят, сам Иван – господин – светлый месяц, красно солнышко - его Варварушка, часты звездочки – его детушки.

Хозяин:Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье.

Хозяйка:Пряники – конфетки, покушайте детки!

Колядующие:Мы – малешеньки колядовщики,

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Иван Иванычу - житья сто лет,

Его женушке – всегда здравьица,

И всем деточкам, сыновьям, дочерям – боярышням,

Жить вам вместе лет до двести.

Педагогический комментарий: текст обряда колядования отражает особенности разговорной речи на Древней Руси, знакомя обучающихся не только с действиями, но и архаизмами.

-       Еще была одна традиция – баловство (показ на слайде).

-       Как вы думаете, в чем заключалась это действие?

(Ответы детей)

-        Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали, как могли. Самой большой шуткой было заколотить снаружи ставни или ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение – похищение чего – либо. Похищать можно было что угодно, главное с шумом и песнями, а не тайком.

-        Еще один святочный обычай – собираться всей семьей по вечерам, звать как можно больше гостей, рассказывать сказки и загадки.

-        Давайте и мы с вами попробуем разгадать загадки. Внимание на экран.

(Дети разгадывают загадки)

Заключительный этап

-       Скажите, пожалуйста, что вы узнали нового из нашего занятия?

(Дети отвечают)

Педагогический комментарий:привлечение обучающихся к диалогу, дает возможность проанализировать уровень усвоения и значимости материала.

-        Давайте вспомним, наши добрые исконно русские слова прощания-приветствия и дружно ими попрощаемся!

-        Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

(Дети и педагог прощаются друг с другом).

Список использованных источников и литературы:

1.   Айдашева Г. Русские обряды. Весна. – М., 2004.

2.   Кенеман А. Детские подвижные игры. – М., 1995.

3.   Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М., 1951.

4.   Локалова М. Праздник в подарок. Ярославль, 2004.

5.   Мешко Н. Искусство народного пения.- М., 1996.

6.   Попов В. «Русские народные песни в детском хоре» М. 1979.

7.   Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения: Методические рекомендации. – Магнитогорск, 2001

8.   Песенник. Русские народные песни. Редакция Зацарного Ю. Выпуски 3, 5, 6, 7,10.

9.   Сборник народных песен. Фольклор в школе. М., 1999.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Хочу продать квартиру. Ипотека можно ли продать квартиру быстро. Можно продать долю в квартире. В каком банке брать ипотеку. Стоит ли брать ипотеку сегодня. На какой срок брать ипотеку. Утепление стен своими руками. Быстрое утепление стен пенопластом своими руками. Технология утепления стен. Ремонт видеокарты ноутбука. Быстрый ремонт видеокарты своими руками. Сколько стоит ремонт видеокарты. В каком банке взять автокредит. Где выгоднее взять автокредит без проблем. Бесплатный сервер wow. Рейтинг серверов wow сайт. Сервера wow mangos. Чертежи самодельных станков. Скачать чертежи станков для холодной ковки. Сверлильный станок чертеж. Договор аренды квартиры. Стоимость аренды квартиры в Москве. Снять в аренду квартиру.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы