Конспект открытого занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа фольклорного искусства». Зимние святки. Колядование.

Автор: Конькова Лариса Васильевна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района»
г. Магнитогорска

Тип занятия:практическое занятие

Участники:дети младшего школьного возраста

Оборудование:класс со стульями, музыкальный инструмент, проектор, экран, ноутбук.

Дидактический материал: конспект открытого занятия, флеш-накопитель с материалом презентации.

Цель занятия:художественно-эстетическое воспитание обучающихся средствами программы «Школа фольклорного искусства».

Задачи:

  • продолжить изучение традиционного уклада жизни и народных обычаев;
  • развивать художественное восприятие;
  • формировать основы художественно-эстетической культуры личности.

Методическое обеспечение:

практические приемы: показ, практические задания, повторение, игра;

методы стимулирования и мотивации деятельности: поощрение, создание ситуации успеха, обратная связь;

наглядные методы: демонстрация презентационного материала, карточки с текстом;

словесные методы: рассказ, беседа.

Ход занятия:

Организационный этап

Педагогический комментарий: организационный этап направлен на введение обучающихся в материал занятия.

Педагог:

-       Здравствуйте!

(Педагог и дети исполняют приветствие, выученное на предыдущих занятиях)

-       Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

-        Сегодня на занятии мы познакомимся с еще одним народным праздником «Зимние Святки». В Древней Руси говорили: «Зима – ночь, лето – день». Как вы думаете, почему?

(дети отвечают)

-        На Руси говорили, что зима хоть и морозами играет, а солнце на лето поворачивает. Как повернется солнышко к свету, так и начнутся праздники у народа. О том говорит нам пословица «Зима за морозы – мужик за праздники».

-        Жители Древней Руси поклонялись многим богам: и богу грома, и богу ветра, и богу дождя, и богине земли. Но главным богом был Световит, потому что он нес свет, а со светом тепло и весну. Поэтому и назывались зимние праздники святками, в честь бога Световита.

-        В древности с просьбами обращались к языческому богу Световиту. Славяне всячески старались уважить этого бога, в первую очередь, чтобы он послал обильный урожай. Еще этого бога называли Колядой, а праздники именовали «колядками», с ними мы знакомились на предыдущих занятиях. Какие колядки вы помните?

(ответы детей)

Основной этап

-        Что же значит колядовать? Внимание на экран (на экране показ обряда колядования).

Педагогический комментарий: показ презентации способствует активизации внимания и повышению интереса к деятельности.

-        И сейчас мы с вами тоже попробуем обыграть эту традицию. Для этого выберем героев (детям инициативно раздаются роли, вместе с остальными детьми прочитывается текст героя на карточке).

Педагогический комментарий: использование метода погружения дает возможность почувствовать себя в образе жителя Древней Руси, стимулируя творческую активность

Группа колядующих идет к дому Мирона:

Хозяин:Пожалуйте, гости, я вас дожидался.

Дом мой просторный, щи мои жирны.

Хозяйка:Сдобные лепешки не лезут в окошки.

Колядующие:Дай бог тому, кто в этом дому.

Вот и каша густа, вам и мед на уста.

Вам и плюшек с творогом и детишек полный дом!

Колядующие идут к дому Николая, поют ему колядку.

Николай:Кто тут орет, спать не дает?

Колядующие:Это мы, колядовщики!

Николай:И охота вам в этакий мороз с теплой печки вставать, петь да плясать? (уходит в дом)

Колядующие высмеивают Николая:

Уж ты Коля – Николай сиди дома, не гуляй

В тепленьком местечке, с бабушкой на печке.

Колядующие идут к Иванову двору, хвалят его и его хозяйку:

У Ивана во дворе да три терема стоят, сам Иван – господин – светлый месяц, красно солнышко - его Варварушка, часты звездочки – его детушки.

Хозяин:Здравствуйте, люди добрые!

Вот вам угощенье: сыр да печенье.

Хозяйка:Пряники – конфетки, покушайте детки!

Колядующие:Мы – малешеньки колядовщики,

Мы пришли прославлять, хозяев величать!

Иван Иванычу - житья сто лет,

Его женушке – всегда здравьица,

И всем деточкам, сыновьям, дочерям – боярышням,

Жить вам вместе лет до двести.

Педагогический комментарий: текст обряда колядования отражает особенности разговорной речи на Древней Руси, знакомя обучающихся не только с действиями, но и архаизмами.

-       Еще была одна традиция – баловство (показ на слайде).

-       Как вы думаете, в чем заключалась это действие?

(Ответы детей)

-        Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали, как могли. Самой большой шуткой было заколотить снаружи ставни или ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение – похищение чего – либо. Похищать можно было что угодно, главное с шумом и песнями, а не тайком.

-        Еще один святочный обычай – собираться всей семьей по вечерам, звать как можно больше гостей, рассказывать сказки и загадки.

-        Давайте и мы с вами попробуем разгадать загадки. Внимание на экран.

(Дети разгадывают загадки)

Заключительный этап

-       Скажите, пожалуйста, что вы узнали нового из нашего занятия?

(Дети отвечают)

Педагогический комментарий:привлечение обучающихся к диалогу, дает возможность проанализировать уровень усвоения и значимости материала.

-        Давайте вспомним, наши добрые исконно русские слова прощания-приветствия и дружно ими попрощаемся!

-        Всем людям добрым желаем добра, золота, серебра!

Пышных пирогов, мягоньких блинов,

Доброго здоровья,

Маслица коровья!

Кому песни поем – тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется!

(Дети и педагог прощаются друг с другом).

Список использованных источников и литературы:

1.   Айдашева Г. Русские обряды. Весна. – М., 2004.

2.   Кенеман А. Детские подвижные игры. – М., 1995.

3.   Римский-Корсаков Н. А. Сто русских народных песен. М., 1951.

4.   Локалова М. Праздник в подарок. Ярославль, 2004.

5.   Мешко Н. Искусство народного пения.- М., 1996.

6.   Попов В. «Русские народные песни в детском хоре» М. 1979.

7.   Плотникова Е. Народная педагогика и здоровье подрастающего поколения: Методические рекомендации. – Магнитогорск, 2001

8.   Песенник. Русские народные песни. Редакция Зацарного Ю. Выпуски 3, 5, 6, 7,10.

9.   Сборник народных песен. Фольклор в школе. М., 1999.

Официальные информационные ресурсы