Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках магнитогорского отделения общероссийской детской общественной организации малая академия наук «Интеллект будущего»

Сенчило А.В., зам. директора,

МУДО «ЦДТОР», г. Магнитогорск

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми.

В Магнитогорске работе с одаренными детьми уделяют особое внимание. В рамках городской программы «Одаренные дети» систематически проводятся научно-практические конференции, олимпиады, фестивали, различные конкурсы творческих работ учащихся, в ходе которых выявляется большое количество талантливых и одаренных детей в различных областях и видах деятельности.

Малая академия наук – это еще одно из направлений работы с одаренными детьми.

Идея открытия МАН возникла на Российском командном турнире по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива», проходившему в г.Москва.4 бывшие воспитанницы «Центра детского творчества Орджоникидзевского района» (Дарья Иванова, Ксения Герасимова, Екатерина Шубина и Маргарита Кайлер), ставшие студентками дошфака МАГУ будучи участницами этого турнира познакомились и подружились с членами детской общественной организации Черноголовского отделения.  Инициатива открытия отделения МАН в городе Магнитогорске была поддержана Управлением  образования администрации города и 1 декабря 2009 года на базе нашего учреждения было открыто магнитогорское отделение детской общественной организации Малая академия наук (МАН) «Интеллект будущего».

Изначально идея создания магнитогорское отделение детской общественной организации Малая академия наук (МАН) «Интеллект будущего» разрабатывалась и оформлялась как социальный проект. Но показав большую востребованность обществом (родителями, школами, воспитанниками) и высокую результативность деятельности социальный проект перерос в отдельное структурное подразделение учреждения и теперь представляет большую часть деятельности отдела интеллектуального развития детей.

Хочу обратить ваше внимание на возраст детей, с которыми мы работаем. Как правило, активная работа в области учебно-исследовательской деятельности ведется для детей старшего школьного возраста, но мы решили рискнуть и начать эту работу значительно раньше.

Встает вопрос, почему?

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Мы считаем, что исследовательская деятельность младших школьников - это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Данные исследований (в работах Александра Владимировича Леонтович, Александра Николаевича Поддьякова, Александра Ильича Савенкова) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.

В рамках академии каждому участнику предоставлена возможность раскрыть свои потенциал. Уникальность деятельности Малой академии наук в том, что средствами дополнительного образования акцент ставится на развитие таких способностей, как умение думать, анализировать ситуацию,  прогнозировать ожидаемый результат, ставить цель и пошагово решать задачи, которые необходимы для ее достижения. Это ничто иное, как закрепление ребенком навыков учебной деятельности, которую дети осваивают в школе.

В режиме экспериментальной работы апробировано содержание образовательного процесса, модель которого была разработана на основе мониторинга и социального заказа на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста. В соответствие с моделью основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали: турнир по социальному проектированию, открытый конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь», летняя школа актива МАН (профильная смена в городском оздоровительном лагере), командные интеллектуально-творческие игры, тьюторская поддержка реализации индивидуальных образовательных маршрутов, участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

В рамках турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива» проводятся: олимпиада по социальному проектированию, семинар по управлению проектами, творческие сессии (Brain-up), тренинг командообразования, ярмарка социальных проектов, общественная экспертиза представленных проектов, грантовый конкурс. Итоги турнира подводятся в лично-командном зачете. Победители олимпиады по социальному проектированию награждаются дипломами и памятными подарками. Результаты победителей в личном зачете учитываются в интеллект-рейтинге учащихся Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Команды-победители, подготовившие лучшие проекты (выбранные участниками и экспертами), получают дипломы и гранты на их реализацию в размере от 1 000 рублей до 5 000 рублей. Впоследствии проекты, успешно прошедшие реализацию, выдвигаются на Российский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество»: (4 детских проекта получили 2 место) проект «Танцуй на здоровье» - 2 место, проект «Добрая зима» - 2 место, проект «Фальшивая красота» - 2 место, проект «Осенние фантазии» - 2 место.

Участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» таких, как: «Интеллект-экспресс», «Познание и творчество» и другие позволяют сформировать интерес детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, выбрать направление проектной или учебно-исследовательской работы и достичь ситуации успеха.

В рамках открытого конкурса «Юный исследователь», который проходит в середине мая в МАГУ организуется публичная защита проектов и учебно-исследовательских работ. В Жюри конкурса входят ученые города. Работают секции: художественное творчество, техническое творчество, медицина и здоровый образ жизни, информационные технологии, этнография и краеведение, история, экология и биология, социальное проектирование. Участники из г. Магнитогорска, Невьянска, Перми, Краснодара, Чехов и т.д. представляют на экспертизу результаты своих учебно-исследовательских и проектных работ. По итогам конференции тезисы докладов и лучшие учебно-исследовательские работы участников конкурса публикуются в сборнике.

По результатам открытого конкурса, проводимого нами в г. Магнитогорске, детские работы отправляются на Всероссийский открытый заочный конкурс «Первые шаги в науку», лауреаты которого приглашаются на Всероссийскую конференцию «Первые шаги в науку» в Москву.

Особенность конференции в том, что она включает в себя не только выступления учащихся с докладами на секциях, но и предусматривает обучающую программу (мастер-классы, лекции учёных и другое); интеллектуально-творческую турнирную программу (олимпиады, интеллектуально-творческие игры, конкурсы и др.); социально-проектировочный модуль (тренинги, деловые игры, мозговые штурмы и др.); культурно-развлекательную программу.

А самое главное – это состояние первого ошеломительного успеха, который испытывают дети. Возможность представлять свой город в столице России, демонстрировать свой интеллектуальный труд перед лучшими учениками России и ведущими учеными страны создает мощный стимул для дальнейшего развития.

Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности показал, что одним из существенных показателей для обучающихся является возможность представить результаты своей работы на конференции, смотре, форуме; уметь быстро отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания; отстаивать свою точку зрения; правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ.  При этом ребенок получает возможность освоения опыта публичной защиты результатов своей учебно-исследовательской работы, что, безусловно, пригодится для дальнейшей деятельности (приоритета при поступлении в ВУЗ, защиты диплома, диссертации).

Одной из самых ценных форм работы является тьюторская поддержка. Каждый желающий может получить консультации по тому или иному направлению учебно-исследовательской работы, вместе с тьютором (научным консультантом), педагогом (научным руководителем), психологом, родителями обсудить и составить свой образовательный маршрут.

Технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, самоопределения, осмысленного отношения ребенка к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить ребенка использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

Рассматривая перспективы деятельности магнитогорского отделения МАН, отметим, что наряду с вышеуказанными формами в этом году апробируется новая форма работы – профессорский час. Подобная форма позволит «погрузить» обучающихся в своеобразную атмосферу того или иного направления (медицину, экологию, краеведение и т.д.), позволит узнать специфику разных областей науки, замотивировать на всестороннее развитие своих знаний, что позволит расширить кругозор детей и разнообразить сферу их интересов.

Кроме того, в рамках сетевого взаимодействия по заказу администрации разработана согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Новизна программы состоит в апробации новых подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности детей младшего школьного возраста. В основу составления программы положена программа «Исследовательского обучения младших школьников» (автор: А.И. Савенков), технологии «Олимпиада по социальному проектированию», «Проектный робот» (автор: Сергеев Д.В.).

Для учреждений дополнительного образования и школ города предложена такая форма организации учебно-исследовательской деятельности, как командные интеллектуально-творческие игры «Мир сказок», «Счастливый остров», разработанные экспертами общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».

В рамках профильной смены апробирована краткосрочная программа «Первые шаги в науку». Программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельных подпрограммы. Тренинг. Специальные занятия по приобретению младшими школьниками специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Исследовательская практика. Проведение младшими школьниками самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Участие в дистанционном конкурсе «Познание и творчество». Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (защита исследовательских работ и творческих проектов). Программа логично вписалась в годовой образовательный процесс на правах своеобразной «пятой четверти».

Апробация вышеперечисленных форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности доказала их эффективность при создании определенного ряда условий. Такими условиями стали: совершенствование содержания в целях активизации мыследеятельности, взаимодействие с родителями и учителями, кадровое обеспечение учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Реализация обоснованной и апробированной в ходе ОЭР модели обеспечила дифференцированный и индивидуализированный подход к каждому ребенку. Для отслеживания эффективности развития интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста выработаны следующие критерии: мотивационно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный, мотивационно-креативный. Позитивная динамика развития интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста доказывает эффективность выбранных форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Купить новостройку с отделкой. Где купить однокомнатную квартиру в новостройке? Купить новостройку недорого. Оценка стоимости недвижимости. Какая рыночная оценка недвижимости? Принципы оценки недвижимости. Теплый пол своими руками. Как сделать теплый пол в доме. Монтаж водяного теплого пола. Не включается ноутбук. Скажите почему не включается ноутбук. Ноутбук включается и сразу выключается. Быстрый кредит наличными. Где быстро взять кредит без справок. Оформить быстрый кредит. Топ wow сервера. Где скачать последний клиент wow? Самый лучший сервера world of warcraft. Ленточная пилорама цена. Ленточная пилорама своими руками чертежи. Скачать чертежи ленточной пилорамы. Аренда квартир без посредников. Длительная аренда квартир без посредников и прочих. Аренда однокомнатной квартиры.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы