Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках реализации социального проекта «Малая академия наук»

Ходунова Л.Н., директор,

Сенчило А.В., заместитель  директора

МУДО  «ЦДТОР» г. Магнитогорска

В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является работа с одаренными детьми.

В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

Учитывая уникальную возможность исследовательской деятельности младших школьников  обеспечивать условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска возникла идея открытия Малой академии наук.

Сегодня магнитогорское отделение детской общественной организации Малая академия наук (МАН) «Интеллект будущего» работает четвертый год, востребованно обществом (родителями, детьми),  охватывает своей деятельностью 1088 учащихся, имеет в своем арсенале интересные формы работы.

Уникальность деятельности Малой академии наук в том, что средствами дополнительного образования формируется интеллектуальное развитие личности и умение думать, анализировать ситуацию,  прогнозировать ожидаемый результат, ставить цель и пошагово решать задачи, которые необходимы для ее достижения.

В учреждении апробировано содержание образовательного процесса, модель которого разработана на основе мониторинга и социального заказа на развитие интеллектуально-творческого потенциала  детей младшего школьного возраста.  Основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности являются: турнир по социальному проектированию, открытый конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь», летняя школа актива МАН (профильная смена в городском оздоровительном лагере), командные интеллектуально-творческие игры, тьюторская поддержка реализации индивидуальных образовательных маршрутов, участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

В рамках турнира по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива» проводятся: олимпиада по социальному проектированию, семинар по управлению проектами, творческие сессии (Brain-up), тренинг командообразования, ярмарка социальных проектов, общественная экспертиза представленных проектов, грантовый конкурс. Итоги турнира подводятся в лично-командном зачете. Победители олимпиады по социальному проектированию награждаются дипломами и памятными подарками. Результаты победителей в личном зачете учитываются в интеллект-рейтинге учащихся Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Команды-победители, подготовившие лучшие проекты, выбранные независимыми экспертами, получают дипломы и гранты на их реализацию в размере от 1000 рублей до 7000 рублей, выдвигаются на Российский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество».  Только в этом учебном году были созданы и реализуются на разном уровне 13 детских проектов  («Танцуй на здоровье», «Добрая зима», «Фальшивая красота», «Осенние фантазии», «Недетские мультики» и другие).

Участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» позволяет сформировать интерес детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, выбрать направление проектной или учебно-исследовательской работы и достичь ситуации успеха.

Открытый конкурс «Юный исследователь», проводимый при содействии Международной академии дополнительного образования, управления образования администрации города, Магнитогорского государственного университета, показывает расширение географии участников (Магнитогорск, Невьянск, Пермь, Краснодар, Чехов и другие), повышение качества детских исследовательских работ, интерес к нему общества.  Данный конкурс проводится в два этапа: экспертиза учебно-исследовательских работ и проектов и публичная защита  их на конференции. В жюри конкурса входят ученые города. Работают секции: художественное творчество, техническое творчество, медицина и здоровый образ жизни, информационные технологии, этнография и краеведение, история, экология и биология, социальное проектирование. По итогам конференции тезисы докладов и лучшие учебно-исследовательские работы и проекты участников конкурса публикуются в сборнике, направляются для участия во всероссийском конкурсе «Первые шаги в науке».

Особенностьконференции в том, что она включает в себя не только выступления учащихся с докладами на секциях, но и предусматривает обучающую программу (мастер-классы, лекции учёных); интеллектуально-творческую турнирную программу (олимпиады, интеллектуально-творческие игры, конкурсы); социально-проектировочный модуль (тренинги, деловые игры, мозговые штурмы и др.); культурно-развлекательную программу.

А самое главное – это состояние первого ошеломительного успеха, который испытывают дети. Возможность представлять свой город в столице России, демонстрировать свой интеллектуальный труд перед лучшими учениками России и ведущими учеными страны создает мощный стимул для дальнейшего развития.

Одной из самых ценных форм работы является тьюторская поддержка. Каждый обучающийся в МАН, либо учащийся другого объединения может получить консультации по тому или иному направлению учебно-исследовательской работы, вместе с тьютором (научным консультантом), педагогом (научным руководителем), психологом, родителями обсудить и составить свой образовательный маршрут.

Технология тьюторского сопровождения обеспечивает реализацию ценности индивидуализации, самоопределения, осмысленного отношения ребенка к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить ребенка использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.

Рассматривая перспективы деятельности магнитогорского отделения МАН, отметим, что наряду с вышеуказанными формами в этом году апробируется новая форма работы – профессорский часПодобная форма позволяет «погрузить» обучающихся в своеобразную атмосферу того или иного направления (историю, биологию, медицину, экологию, краеведение и т.д.), узнать специфику разных областей науки, мотивировать на всестороннее развитие знаний, что позволяет расширить кругозор детей и разнообразить сферу их интересов.

Кроме того, в рамках сетевого взаимодействия по заказу администраций образовательных учреждений города педагогом-психологом МУДО «ЦДТОР» Королевой Н.Д. разработана согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования авторская образовательная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности». Новизна программы состоит в апробации новых подходов к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности детей младшего школьного возраста. В основу данной образовательной программы положена программа «Исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова, технологии «Олимпиада по социальному проектированию», «Проектный робот» Сергеева Д.В.

Для учреждений дополнительного образования и школ города предложена  форма организации учебно-исследовательской деятельности -  командные интеллектуально-творческие игры «Мир сказок», «Счастливый остров», разработанные экспертами общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».

В рамках профильной смены лагеря дневного пребывания «Солнце» апробирована краткосрочная программа «Первые шаги в науку»,  командные интеллектуально-творческие игры «Мир сказок», «Счастливый остров», разработанные экспертами общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»Программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, включает три относительно самостоятельных подпрограммы. Тренинг. Специальные занятия по приобретению младшими школьниками специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Исследовательская практика. Проведение младшими школьниками самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов. Участие в дистанционном конкурсе «Познание и творчество». Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (защита исследовательских работ и творческих проектов). Программа логично вписалась в годовой образовательный процесс на правах своеобразной «пятой четверти».

Мониторинг интеллектуального развития детей (пробуждение творческого и исследовательского интереса у детей, формирование  стремления к самостоятельному поиску знаний, защита и результативность предоставляемого продукта собственной интеллектуальной деятельности),  реализация обоснованной и апробированной модели, обеспечивающей дифференцированный и индивидуализированный подход к каждому ребенку, доказывают эффективность выбранного учреждением пути по формированию интеллектуального развития детей.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы