Проектная деятельность как технология формирования духовно-нравственной личности подростка.

Санарова Е.С.,

педагог дополнительного образования

 МУДО «ЦДТОР» г. Магнитогорска

Каждый педагог, который сталкивался по роду своей деятельности с обучением и воспитанием детей подросткового возраста, согласится с утверждением, что это один из самых сложных, противоречивых и ответственных периодов взросления человека.

Важнейшей психологической характеристикой подросткового возраста является интенсивное нравственное формирование личности, формирование нравственного сознания, овладение морально – этическими нормами поведения. Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи в младшем школьном возрасте, он чаще действовал по непосредственному указанию старших – либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения [1].

Педагогу надо иметь в виду, что именно в этом возрасте закладываются основы нравственного сознания.

Важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст сензитивен (благоприятен) для развития такого мышления. Именно эта возможность позволяет достичь высоких результатов в творчестве. Именно эту возможность, как педагог, я использую, формируя духовно-нравственную личность подростка.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед воспитанниками возникает проблема, вопрос. Поэтому деятельность с подростками организуются таким образом, чтобы перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, чтобы побуждать их к самостоятельному решению этих проблем. Как нельзя лучше в условия осознания проблем любого характера (творческих, социальных или учебных) способна погрузить проектная деятельность.

Проектная деятельность в рамках кружковой работы дает возможность подростку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.

На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной подвижностью и изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать. Он становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.

Проектная деятельность (проектирование) - это деятельность, процесс по созданию и реализации проекта. По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Слово «проект» с латинского буквально переводится как «брошенный вперед». То есть проект можно представить как пошаговое осуществление образа будущего.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся.

Интересен опыт работы нашего учреждения «Центра детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска и в частности нашего творческого коллектива - клуба авторской песни «Вектор» в процесс включения детей в проектную деятельность. Уже на протяжении 5 лет мы участвуем в турнире по социальному проектированию«Интеллектуальная инициатива», на котором в течение трех дней в режиме «погружения» обучают детей процессу создания и реализации своих проектов.

До периода участия в турнире по социальному проектированию наш коллектив уже занимался проектной деятельностью, так как любой руководитель творческого коллектива, так или иначе, вовлекает детей в процесс создания какого-то творческого продукта. Но именно турнир по социальному проектированию помог и мне и детям осознать важность и необходимость более глобальной работы проектов, которые направлены на решение каких-то социальных проблем. Именно осознание важности своей работы для общества, для тех, кто рядом обогащает не только знания и умения, но и душу.

Расскажу о последнем социальном проекте «Добро по кругу» над которым мы работали весь 2013-2014 учебный год.

Организаторами проекта в рамках нашего города явились обучающиеся клуба авторской песни «Вектор»: Лачков Евгений, Ротанова Владислава, Посейдонова Ксения. Конечно же, я как руководитель коллектива тоже достаточно активно участвую в данной деятельности. Детям подросткового возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. К сожалению, опыт работы показывает, что у детей отсутствуют или недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет работа с детьми по технологии проектной деятельности, которая предусматривает планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности, избранных средств и результатов.

Представлю сам механизм разработки проекта и включения детей в проектную деятельность, которая происходит на турнире по социальному проектированию. Пожалуй, это самый сложный этап в проектной деятельности.

Разработка социального проекта проходит в виде деловой игры на самоопределение «Проектный робот». До этого дети делятся на команды по интересам. В результате деловой игры  каждая команда должна разработать и подготовить социальный проект по заданной теме, продемонстрировав при этом навыки командного взаимодействия и опыт практической работы. Каждый этап игры оценивается в баллах. Игра имеет 7 этапов:

1.                  Установочный общий сбор

2.                  Мыследеятельностная игра «Яма»

3.                  Разработка и оформление социального проекта

4.                  Консультации

5.                  Выставка

6.                  Эмоциональный финал

7.                  Осмысление результатов игры.

Начнем освещение с 3 этапа - Разработка и оформление социального проекта.

Ценность методики этой работы – в четкой структурированной организации деятельности участников. Детям раздаются листы с заданиями по разработке своего социального проекта, на которых указана суть задания, например – описать проблему, на решение которой направлен проект или определить цель и задачи проекта, или написать пресс-релиз проекта. Сложность этого этапа в ограничении времени. Именно это способствует осознанию необходимости процесса распределения обязанностей между членами команды. В деятельностном режиме дети прорабатывают  такое важное свойство любого дела как распределения обязанностей.

В процессе этой игры, каждый согласно своим обязанностям прорабатывает свой фронт работы: разработать план мероприятий для реализации проекта, просчитать бюджет проекта, продумать сроки и т.д.

После игры проходят консультации со специалистами.

Заполненные бланки вывешиваются на стены и обсуждаются с  позиции возможных ошибок. Дети имеют возможность проконсультироваться  у специалистов по возникшим вопросам и исправить допущенные ошибки. Важный этап, который позволяет осознать подросткам необходимость использования ресурсов (в данном случае специалистов по вопросам проектирования). Помимо этого происходит процесс развития способности четко формулировать свои мысли и, преодолевая стеснение и неловкость обращаться к помощи.

Один из самых волнительных этапов работы – это выставка.

В ходе выставки команды получают возможность провести серию переговоров с потенциальными партнерами с целью привлечения ресурсов для своего проекта, т.е. это презентация своего проекта. Как показал опыт, дети как бы проиграв этот процесс, намного проще в дальнейшем выходят на разговор с серьезными людьми, которые в действительности могут оказать помощь в реализации проекта. Так, например, к реализации нашего проекта «Добро по кругу» были привлечены депутаты города (Владимирцев В.А., Тахаутдинов Р.С.).

Как говорят сами дети после турнира: «В результате этой деловой игры мы научились оформлять проект, узнали об основных моментах, на которые обращает инвестор, знаем, как выгодно представлять свою деятельность, а самое сложное учимся общаться друг с другом и с незнакомыми нам людьми как с деловыми партнерами».

Что касается результата проекта: детьми были организованы социальные акции «Улыбка», «Настроение», проведены благотворительные концерты (2) для детей-инвалидов и совместная музыкальная гостиная «Добрый мир» (1), организована поездка обучающихся клуба авторской песни «Вектор» на летний слет Международной ассоциации «Все настоящее - детям» с посещением благотворительного концерта «Добро по кругу» для волонтеров и воспитанников  детских домов и реабилитационных центров Челябинской области и т.д. Являясь членом международной ассоциации педагогов «Все настоящее – детям», я со своими  воспитанниками участвуем в международной акции «Добро по кругу», проводим совместный концерт в Челябинске с ребятами из студии Олега Митяева.

Дети авторского клуба «Вектор» второй год подряд являются организаторами конкурса «Визитка», а в этом году конкурса «Вместе веселее» на Всероссийском Ильменском фестивале.

Для меня как педагога важно предоставить ребенку как можно больше выбора в процессе своего самоопределения: будь то занятия в клубе авторской песни, выступления на конкурсах и праздниках  или создание социального проекта, который пропагандирует бережное отношение к ближнему,  способствует созданию атмосферы радости и добра в окружающем мире.  И именно этот процесс поиска своего предназначения и есть самоопределение человека. И очень важно, чтобы самоопределение каждого подростка шло дорогой добра. Когда ребенок может преодолеть любую бытовую сложность, найти выход и помощников в любой сложной ситуации и стремиться к делам, которые обогащают нашу жизнь добром и вниманием друг к другу, он в любом случае будет успешным и счастливым в жизни. Не это ли главная задача воспитания человека?!

Основной контингент детей, с которыми мы занимаемся в нашем клубе, являются подростки. Семьи многих детей находятся в сложных  жизненных ситуациях. Но, тем не менее, ребята нашего клуба занимают активную социальную позицию.

На сегодняшний день мыорганизуем творческие проекты в поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей  и взрослых с ограниченными возможностями, людей оказавшихся в трудном материальном положении, ветеранов. Такие проекты позволяют воспитать в детях заинтересованное и гуманное отношение к окружающим, бережное отношение друг к другу, осознание необходимости помогать даже в малости, учиться быть  признательным за добро и заботу. Также, в  ребятахформируются такие качества как самоотдача, доброта, толерантность, трудолюбие и ответственность.

Роль подросткового возраста в жизни каждого человека – в первую очередь дать возможность открыть человеческую сущность, то есть себя и других.

Другая роль подросткового возраста заключается в том, чтобы позволить индивиду максимально расширить свой горизонт, раскрыть свои потенциальные возможности, узнать все предполагаемые пути, прежде чем сделать окончательный выбор, свидетельствующий о наступающей зрелости.

Наконец, именно подростковый возраст является периодом становления наших фундаментальных жизненных установок.

Таким образом, мы видим, что в учреждении дополнительного образования большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности, за которой будущее нашего образования и будущее нашей страны. Как бы ни звучала высокопарна мысль о развитии «человеческого потенциала»  в системе дополнительного образования, но это именно так.

Я очень горжусь своими воспитанниками, и точно уверена, что они и во взрослой жизни проявят себя людьми добрыми, отзывчивыми, не равнодушными к судьбе ближнего и судьбе России в целом.

Список литературы:

  1. Дебесс М. Подросток. – 20-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
  2. Матяш Н.В., Володина Ю.А. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ М.А. Ступницкая. – М.: Первое сентября, 2010. 

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Новая немецкая медицина. Советы от немецкая медицина. Клиника немецкой семейной медицины. Почему в израиле хорошая медицина. Главные новости медицины израиля. Медицина в израиле отзывы. Аденома простаты лечение. Быстрое народное лечение аденомы простаты. Аденома простаты и простатит. Легкий способ перестать курить. Как перестать курить уже сегодня. Как перестать хотеть курить. Уход за кожей лица. Качественный уход за кожей летом. Домашний уход за кожей. Боли на ранних сроках беременности. Быстрое лечение на ранних сроках беременности. Ощущения на ранних сроках беременности. Воспаленные гланды лечение. Чем лечить воспаленные гланды дома. Воспаленные гланды симптомы. Прыщи на лице как избавиться. Как навсегда избавиться от прыщей с лица. Прыщи на подбородке как избавиться.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы