Основные итоги деятельности лагеря дневного пребывания детей «Солнце»

Сердечная Л.И., педагог-организатор

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей, поэтому лето – это разрядка накопившейся за лето напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, продолжение образовательной деятельности по интересам в кружках, развитие творческого потенциала, совершенствование личных возможностей, вхождение в систему социальных связей, развлечения, игры, свобода в выборе занятий.     

 В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию в процессе оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, городские лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе Центра детского творчества Орджоникидзевского района.  Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Разработка программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была продиктована:

 - муниципальным заказом администрации города Магнитогорска;

- спросом родителей и детей на организованный отдых детей;

 - модернизацией форм работы;

- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и     педагогов в реализации цели и задач программы.

Организация работы «Лето – 2014» осуществлялась согласно программе деятельности и была начата в феврале месяце. Был составлен план подготовки к летнему периоду, на основании которого вышел приказ, включивший: комплектование педагогическими  кадрами в летний период; сроки смен городского лагеря; комплектование и распределение детей по блокам; план подготовки блоков; смету на содержание смен; программу деятельности «Лето – 2014»; заключение договоров с предприятиями города (на организацию питания, проезда в городском транспорте, выезд за город, культурное обслуживание, с МУ СК "Ровесник"- посещение детей бассейна, с МБУ Магнитогорский театр куклы и актера "Буратино", кинотеатром «Jazz Cinema», РК «Универсал» - посещение детей боулинга и дискотеки, ГЛЦ «Абзаково»         - посещение зоопарка, ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск». Курорт  «Банное» - посещение  детского парка, подъемника, площадок для отдыха).

Подготовкой помещений лагеря дневного пребывания занимались заместитель директора по АХЧ, заведующие детских клубов и руководители структурных подразделений совместно с педагогами дополнительного образования, которые были приняты городской комиссией вместе с санэпидстанцией с первого предъявления с оценкой «отлично». Особо отмечены детские клубы «Галактика», «Центр народного творчества»,  «Вега».

Питание детей организовано на высоком уровне, ежедневно в рационе присутствовали фрукты и овощи. Согласно сметы были приобретены медикаменты, витамины, настольные игры, канцелярские товары в достаточном количестве. Спортивный инвентарь: футбольные и баскетбольные мячи, ракетки и шарики для настольного тенниса, скакалки, обручи были сохранены с прошлого года. Моющие и дезинфицирующие средства выделены Управлением образования.

Организация летнего досуга детей – один из разделов программы деятельности ЦДТОР. Педагогический коллектив работает 10 лет по теме «Экология души и тела», ежегодно корректируя деятельность в связи с последними достижениями науки и техники. В соответствии с этим главная цель работы лагеря: создание условий для укрепления физического, психического и нравственного здоровья детей.

Особенностью данной программы является не только валеологический подход, основная идея которого – личность ребенка и его здоровье, но и организация первичных органов самоуправления, позволяющая ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. Таким образом, расширяется понятие «здоровье». Под здоровьем понимается идея здоровья души, тела и разума.

Основные направления работы городского образовательно-оздоровительного лагеря: гражданско-патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание; физическое воспитание; социально-культурное воспитание. Вся деятельность осуществлялась согласно этим направлениям. Проводя спортивные мероприятия, руководствовались не только задачей физического воспитания и оздоровления детей, но и формирования душевных качеств: чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма, гордости за свой лагерь. Благодаря этому, были достигнуты высокие результаты.

Путешествия в природу, экскурсии, выезд детей на оз. Банное на базу горнолыжного центра ОАО «ММК» «Металлург-Магнитогорск», в «Абзаково», виртуальные походы, которые знакомили детей с природой родного края, с его историей, обычаями и нравами. Через общение с природой воспитывалось  чувство гармонии и красоты окружающего мира, любви к природе и бережного отношения к ней. Встречи с природой носили тематический характер: «Богатства родного края», «История земли казацкой», «В ладу с природой». Проводимые общелагерные дела  были многоплановыми: воспитательными, познавательными, развлекательными. Проведён цикл мероприятий гражданско-патриотического характера: «Чудеса в решете», посвящённый дню защиты детей, «Россия – Родина моя», посвящённый Дню независимости России, «Гордость моя – Магнитка» – дню рождения города, «Мы помним о подвиге русских солдат», приуроченный ко Дню Памяти и скорби.

Особое внимание уделялось формированию органов самоуправления. В организации этого большую помощь оказали молодые педагоги, внесшие новую струю в работу с детьми.

В результате грамотно спланированная работа позволила полностью раскрыть тему «Экология души и тела», достичь поставленные задачи и осуществить один из постулатов личностно-ориентированного подхода.

Положительные моменты:

1.                На протяжении ряда лет сложился творческий коллектив, продуктивно решающий задачи организации летнего отдыха детей.

2.                Педагогическим коллективом выбраны актуальные направления работы городского лагеря по теме «Экология души и тела» для реализации которых подобрано соответствующее методическое обеспечение, разработана система мероприятий, что позволяет вовлечь каждого ребенка в сферу развития его лучших душевных и физических.

3.                Эффективное комплектование отрядов детьми в структурных подразделениях объясняется следующими фактами:  приближенность к месту проживания детей, небольшое количество детей в отрядах.

Неотъемлемой частью работы в течение лета было психологическое сопровождение, в которое входило:

·                    исследование по выявлению круга интересов детей, посещающих лагерь (констатирующий и конечный срез);

·                    определение уровня эмоционального состояния детей (середина смены, констатирующий срез);

·                    исследование по выявлению уровня комфортности ребёнка в отряде (середина смены, констатирующий срез);

·                    качество питания детей.

По итогам исследования были сделаны выводы об удовлетворенности социального заказа в  лице детей, посещающих городской лагерь; динамике изменения эмоционального состояния детей в течение смены; определен уровень сформированности коммуникативных навыков у детей, выявлены дети, имеющих широкий и узкий круг общения, изолированных от жизни отряда. По результатам исследований воспитателям были выданы рекомендации по улучшению эмоционального климата в отрядах, индивидуальной работе с детьми, имеющими проблемы в коммуникативной сфере.

Анализируя полученные результаты нулевого и конечного срезов, можно сделать следующие выводы:

1.     У детей, посещающих городской лагерь преобладает потребность в удовлетворении спортивных интересов и воспитании двигательной недостаточности (заказ на различные спортивные игры, посещение бассейна). В условиях городского лагеря необходимо как можно больше внимания уделять организации спортивной деятельности детей в различных ее вариантах – тренировочных, межотрядных праздников и соревнований, отрядных соревнований,  кружковой работы, ознакомлению с новыми для детей видами спорта.

2.     Большинство детей, посещающих городской лагерь,  чувствуют себя комфортно. Показателем этого служит, достаточно часто встречающаяся завышенная и преобладающая  адекватная самооценка детей. Это говорит о квалифицированной работе педагогов, сложившейся атмосфере в отрядах, устойчивости положительного эмоционального поля.

3.     Результаты социометрии показали, что у 60 % детей широкий круг общения внутри отряда. Это показатель дружеской, сплоченной обстановки, позволяющей детям проявлять свои коммуникативные навыки; правильно выстроенной и продуманной работы педагогов; их внимания к каждому ребенку; наличии мероприятий, способствующих сплочению отряда, воспитанию чувства коллективизма.

Можно отметить следующие положительные тенденции в работе городского лагеря: участие в общих мероприятиях, организация работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, успешная организация и проведение общелагерных мероприятий, работа кружков.

Но вместе с тем есть и недостатки, а именно - слабая сохранность материальных ценностей: спортивного инвентаря, игрового реквизита.

Выводы:

1.     Педагогический коллектив лагеря дневного пребывания детей с поставленными задачами на «Лето-2014» справился.

2.     Работа педагогического коллектива лагеря высоко отмечена городской методической комиссией, а именно оформление лагеря, методическое сопровождение.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы