Средства образовательно-оздоровительных технологий в процессе комплексного развития обучающихся в учреждении дополнительного образования

Колесникова Наталья Викторовна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» г. Магнитогорска

Проблема комплексного развития детей в учебном процессе - общая для всей как научной, так и практической педагогики. С незапамятных времен она волнова­ла педагогов-ученых и педагогов-практиков. Однако   нерешенность ее сохраняется до сих пор. Возможно, от того, что само понятие «комплексность» применительно к процессам развития человека пока имеет не совсем точные определения (сумма физического и психического человека). А, возможно, и от наличия определенных ограничений педагогов в своей деятельности при организации учебно-воспитательного процесса и управления им.

Сложна данная проблема и тем, что решается на фоне безудержного увели­чения объема необходимых современному человеку (ребенку) теоретических зна­ний, которыми надо в процессе образования овладеть. В то же время необходимо успеть стать хорошим человеком, сохранить и приумножить свое здоровье, помочь совершенствоваться телу, научиться доброму и полезному и т.д.

Современному педагогу известно, что решить проблему комплексного разви­тия детей в образовательном процессе только лишь педагогическими (воспита­тельными) средствами очень трудно. Однако другими средствами большинство педагогов не владеет.

Ему так же известно, что любая проблема исправима сразу, как только най­дена и устранена ее причина. А причина, в известной ограниченности, однонаправленности имеющихся в современной педагогике технологий и средств, осуществляемых в образовательном учреждении, как правило, и в большей степени с целью обучения человека, чем с целью развития в комплексе его физического и психического составляющих.

Значит, следует интегрировать педагогические и непедагогические техноло­гии, приводить в систему разрозненные средства педагогики и других, связанных с воздействием на человека наук? Может интегрировать усилия разных специали­стов в организации и управлении учебно-воспитательным процессом? Или целена­правленно и регулярно переобучаться самим, овладевая всякий раз несметным ко­личеством новых профессиональных знаний и умений?

Наша практика работы по курсу «Основы физической подготовки» в ком­плексной программе «Спарта» на базе Центра детского творчества Орджоникидзевского района г. Магнитогорска.

Имея на руках перечень обязательных знаний и умений детей, выполняя ка­ждый раз эту основную задачу, мы так же обязательно вводим в занятия комплексы упражнений, которые представляют собой легкие оздоровительные гимнастики (одни - для «души», другие - для «тела»). Целью таких введений является решение главной нашей задачи - комплексного развития обучаемых детей или, иначе гово­ря, приведения в наиболее гармоничные отношения все развивающие ребенка про­цессы (личностные, познавательные, двигательные).

В научной среде такие приемы называют приемами психо- и эстетотерапии (арт-, танце-, вибро-, сказко-, игрушко, музыко-, смехо-, т.д.). Мы же называем их дополнительными к собственно педагогическим оздоровительными технологиями, способами реализации которыми нам удалось в свое время специально овладеть.

Поводом к разработке программы комплексного развития детей средствами образовательно-оздоровительных технологий в рамках нашей работы послужили многочисленные исследования педагогов, психолога, методистов учреждения, где она реализуется. В результате обработки проведенных исследований выяснилось, что большим пробелом, как в знаниях, так и в умениях детей, занимающихся спортом и физкультурой, является понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни». Далее решено было установить конкретно:

  • каковы уровни знаний обучающихся и их родителей о здоровье и здоровом образе жизни (когнитивный компонент);
  • каковы мотивы поведения и деятельности обучающихся и их родителей, свя­занных с нашими занятиями (эмоционально-оценочный компонент);
  • каковы уровни умений и навыков детей по ведению здорового образа жизни (деятельностный компонент).

Поэтому основной акцент программы был направлен на формирование у обучающихся культуры:

  • интеллектуальной (осознанного и положительного отношения к собственному развитию во всех направлениях, начиная с развития интеллекта);
  • психологической (осознанного и положительного отношения к собственным чувствам, эмоциям, мотивам любой деятельности);
  • физической (осознанного и положительного отношения к развитию и совер­шенствованию себя, начиная с развития собственного тела).

Итак, реализация образовательно-оздоровительных технологий и их средств занимала не более четвертой части организуемого нами учебно-тренировочного занятия. Но эффект был всегда положительный - положительная динамика в уров­нях развития интеллекта и тела детей в течение года получена.

Во-первых, потому что для этого, как правило, до занятия (в качестве на­строя) или после него (в качестве помощника восстановить утраченные во время тренировки силы) звучит специально отобранная музыка (из серии музыкотерапев-

тических сеансов), производится так же специальная подборка цветовых решений в оформлении помещения для занятий, наглядности, тренажеров.

Во-вторых, в занятия всегда вводится наряду с простыми элементами специализирован­ный двигательный элемент для профилактики различных отклонений в здоровье детей, развитии их еще не достаточно сформированного тела в целом или отдель­ных органов (плоскостопия, искривления осанки, т.п.).

В-третьих, используется специализированная (восстановительная) гимнасти­ка, необходимая для ежедневного поддержания организма детей в процессе прожи­вания трудной школьной жизни, вредно влияющей на позвоночник, психическое (эмоциональное) состояние детей, работу мышц, кровообращение, т.п.

В процессе организации любым педагогом и любых учебных занятий следует считать серьезным недостатком отсутствие таких (вспомогательных) средств, гар­монизующих активность с пассивностью, отдых с трудом, хорошее самочувствие детей с его недостатком, работу головы с работой сердца, т.д.

Недостаток -  несвоевременное или неверное их использование.

Например, необходимость в экономии учебного времени на занятии часто не позволяет педагогу достаточно интенсивно использовать средства образовательно-оздоровительных технологий. Мы обучаем им самостоятельному использованию самих детей, нацеливаем их на самостоятельное применение тех или иных упраж­нений при необходимости в дальнейшем (например, дома). Важно при этом дове­сти до состояния достаточно устойчивого навык определения самими детьми дей­ствительной необходимости в тех или иных упражнениях, а не выполнять их по­всюду и «почем зря».

Итак, среди используемых нами упражнений и их комплексов общеразви-вающего или общеукрепляющего значения, иначе говоря, способствующих ком­плексному развитию организма детей в процессе обучения упражнения:

  • для нормализации осанки;
  • стоя;
  • с палочкой;
  • с резиновым бинтом;
  • для снятия утомления с мелких мышц кисти;
  • для снятия утомления с мышц туловища;
  • для мобилизации внимания;
  • для улучшения мозгового кровообращения;
  • для снятия утомления с плечевого пояса и рук;
  • для снятия напряжения с мышц туловища;
  • и  др.

Тексты таких упражнений мы находим в источниках, адресованных медицин­ским работникам образовательных учреждений или в специальных источниках для педагогов.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Хочу продать квартиру. Ипотека можно ли продать квартиру быстро. Можно продать долю в квартире. В каком банке брать ипотеку. Стоит ли брать ипотеку сегодня. На какой срок брать ипотеку. Утепление стен своими руками. Быстрое утепление стен пенопластом своими руками. Технология утепления стен. Ремонт видеокарты ноутбука. Быстрый ремонт видеокарты своими руками. Сколько стоит ремонт видеокарты. В каком банке взять автокредит. Где выгоднее взять автокредит без проблем. Бесплатный сервер wow. Рейтинг серверов wow сайт. Сервера wow mangos. Чертежи самодельных станков. Скачать чертежи станков для холодной ковки. Сверлильный станок чертеж. Договор аренды квартиры. Стоимость аренды квартиры в Москве. Снять в аренду квартиру.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы