Психолого – педагогическое сопровождение учебно – исследовательской деятельности младших школьников в рамках магнитогорского отделения детской общественной организации МАН «Интеллект будущего»

Королева Надежда Дмитриевна,

МУДО «ЦДТОР», г. Магнитогорск

На базе «Центра детского творчества Орджоникидзевского района» открыто магнитогорское отделение детской общественной организации Малая академия наук (МАН) «Интеллект будущего». В соответствии с моделью основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали: турнир по социальному проектированию, открытый конкурс проектных и учебно-исследовательских работ, профильная смена, командные игры в рамках проекта «Эрудиты России», консультационная поддержка ученых, участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

В целях эффективной организации работы отделения разработана программа психолого-педагогического сопровождения, способствующая развитию интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста. При работе основной акцент сделан на развитие познавательных способностей детей и создание условий для креативного мышления. Основное содержание программы состоит в формировании в сознании детей младшего школьного возраста целостной научной картины мира на доступном материале из таких предметных областей, как филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы нравственной культуры народов России, искусство, технология, физическая культура, четко прослежены межпредметные связи.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии детей младшего школьного возраста и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция и ему нечего достигать.

Согласно Л.С. Выгодскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные интересы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Согласно О.Ю. Ермолову, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно задуманную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминания материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности – в пересказе текста. Психолог А.И. Липкина, исследовавшая особенности устного пересказа у младших школьников, заметила, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко – это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолевать возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Дети воспроизводят текс почти наизусть, дословно, но при этом не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь – выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое – либо задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т.д.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования – произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте – мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в разрушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д.». Внешне ребенок не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к всплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень сильно подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками». Другие взрослые тоже занимают важное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношение более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми.

Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности был изучен опыт организации единого исследовательского пространства (проект создания воспитательной системы «лицей - вуз») (г. Нижний Тагил Свердловской области), опыт организации исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие развития одаренности (психологическое сопровождение экспериментальной работы в рамках научной лаборатории «Одаренные дети» г. Арзамаса), опыт организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников (Республика Карелия), опыт работы с индивидуальными учебными планами в системе дополнительного образования школы-интерната «Интеллектуал» (г.Москва), опыт организации исследовательской деятельности как средства развития творческой активности учащихся (г. Белгород), основные формы и этапы организации исследовательской деятельности учащихся в лицее (г. Ростов-на-Дону), опыт организации и управления исследовательской деятельностью учащихся лицея (г. Саратов), опыт организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном пространстве гимназии (г. Тольятти).

В основу составления программы психолого-педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности положена методика исследовательского обучения, развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, академика Академии педагогических и социальных наук, члена президиума Центрального совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Под исследовательской деятельностью понимается деятельность младшего школьника, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод.

Вместе с тем, программа адаптирована для реализации во внеурочной деятельности. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разработаны с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные образовательные маршруты (учебные планы). Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой научных консультантов (тьюторов) в рамках проекта Малая академия наук «Интеллект будущего».

Цель: личностное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста средствами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  1. Выявление и развитие познавательной активности.
  2. Духовно-нравственное воспитание, предусматривающее принятие моральных норм и нравственных установок.
  3. Обучение основам исследовательской деятельности (формулирование проблемы, цели и задач исследования, определение ее объекта и предмета, работа с научной литературой и архивными документами, оформление текста исследовательской работы, выводов и предложений по результатам исследования).

Основные виды психолого-педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности:

-        индивидуальная психологическая диагностика;

-        индивидуальное консультирование;

-        тренинг (специальные занятия по приобретению младшими школьниками специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. При проведении тренинга используется рабочая тетрадь «Я - исследователь» (автор: А.И. Савенков).

Критериями результативности психолого-педагогического сопровождеия являются:

-        исследовательское поведение детей младшего школьного возраста;

-        познавательный интерес и исследовательская активность младших школьников;

-        принятие моральных норм и нравственных установок.

Все формы работы магнитогорского отделения детской общественной организации МАН «Интеллект будущего», которые прошли апробацию дали положительный результат в плане социально – психологического роста детей младшего школьного возраста:

-        создание положительной мотивации к учебной деятельности;

-        повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий;

-        самостоятельное частичное прохождение программного материала;

-        опережающее знакомство с программным материалом;

-        развитие основ самообразования: писать, читать в нужном темпе, уметь концентрировать свое внимание, видеть главное при чтении, работать с учебной и справочной литературой;

-        развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.

Таким образом, позитивная динамика развития интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста доказывает эффективность выбранных форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В младшем школьном возрасте происходит стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива – мотив избегания неудачи.В основу составления программы психолого-педагогического сопровождения учебно-исследовательской деятельности положена методика исследовательского обучения, развития исследовательских способностей детей младшего школьного возраста А.И. Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора, академика Академии педагогических и социальных наук, члена президиума Центрального совета Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Под исследовательской деятельностью понимается деятельность младшего школьника, связанная с решением ими творческих исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающим следующие этапы: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор действий для исследования и практическое овладение ими, наблюдение и сбор собственного материала, затем его анализ, обобщение и собственный вывод.

Вместе с тем, программа адаптирована для реализации во внеурочной деятельности.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Какой ноутбук выбрать. Какой фирмы выбрать ноутбук лучше. Какой выбрать ноутбук для работы. Скачать драйвера для видеокарты. Скачать драйвера для видеокарты nvidia бесплатно. Драйвера видеокарты для windows 7. Как начать учить Java. Какие книги java читать. Все о программирование на Java. Скачать игры для android. Лучшие игры для android скачать. Бесплатные игры для планшетов android. Интересные факты о человеке. Где найти интересные факты обо всем. Интересные факты о русских. Где найти гайд по магу wow. Самые лучшие гайды о магах wow. Аркан маг гайд для World of Warcraft. Как начать изучать язык Python. Какие книги python лучше читать. Все о программировании на python. Скачать компоненты Joomla. Самые лучшие компоненты joomla скачать. Бесплатно скачивание компонентов Joomla всех версии.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы