Городской ресурсный центр как место взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования в решении проблем профессионального самоопределения старшеклассников

Каждый год тысячи школьников заканчивают обучение и готовятся к выходу в самостоятельную жизнь. Одна из форм этой предстоящей им жизни - профессиональная деятельность. Сегодня каждый трудоспособный гражданин самостоятельно выбирает свой жизненный и профессиональный путь, сам несет ответственность за его реализацию. Многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий в современном российском обществе требуют постоянного самоопределения, до- и переопределения. Каждый человек должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою собственную позицию. Подобная задача нередко вызывает затруднения и у взрослого человека. Молодые люди, оканчивающие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто вовсе не готовы к ее разрешению. Процесс их самоопределения происходит зачастую стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. Это связано, прежде всего, с недостаточным осознанием и пониманием старшим школьником собственных целей и ценностей, неспособностью реализовать их на практике.

При этом, современная школа, решая проблему профессиональной ориентации в большинстве своем воспринимает ее, как узко специализированную область - психологического знания или образования (тестирование, тренинги, беседы, консультации и т.д.), уделяет внимание только вопросам просвещения, ознакомления молодых людей с миром профессий.

По результатам анализа психологической диагностики учащихся старших классов школ города, устных опросов родителей, педагогов, бесед с представителями предприятий города и Центра занятости населения г. Магнитогорска была проявлена проблема разрыва между представлениями и реальностью в сознании старшеклассников об образовании, рынке труда и социально-экономической ситуации города и региона, что позволило нам прийти к выводу о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуальна.

На основании проявленной проблемы был создан проект «Территория активного выбора» на базе МОУДОД «ЦДТОР» в Ресурсном центре по профессиональному  самоопределению старшеклассников. Данный проект предполагает один из возможных вариантов решения данной  проблемы.

Подход, который предлагается в «Территории активного выбора» рассматривать профориентацию старшеклассников не как узкоспециализированнуюобласть психологического знания или образования, а как средство социализации подрастающего поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации складывающейся на рынке труда.. Необходимо демонстрировать подросткам условия сегодняшнего дня, при которых можно иметь стабильный заработок на основе высококвалифицированного профессионального труда - это является центральным фактором профилактики детской преступности и наркомании.

Потребителями услуг данного проекта являются старшеклассники школ города  Магнитогорска.

Реализация проекта осуществляется на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» и школ города Магнитогорскачерез разработку и реализацию авторских программ. Образовательные программы строятся в проектной логике, что позволяет в рамках каждой конкретной программы органично сочетать формы, адекватные адресату, и содержание, транслирующее более высокий уровень взаимодействия с социальной действительностью. Основной особенностью программ является их практико-ориентированность (в ходе реализации программы учащимися выполняются собственные проекты, приобретаются опыт анализа и решения учебных, проблемных, исследовательских задач, учебных и профессиональных проблемных ситуаций; учащиеся овладевают стилями общения и взаимодействия, рефлексией, а также способами самостоятельной работы).

Образовательные программы дополнительного образования рассчитаны на обучающихся в возрасте 14-18 лет. В основу составления программ положены разработки: д. псих.н. АлексеевН.Г., д.псих.н. Слободчикова В.И., д.экон.н и к.псих.н. Павлова И.С., к.пед.н. Парамонова А.И.

В ресурсном центре по профессиональному самоопределению старшеклассников на базе МОУДОД «Центр творчества Орджоникидзевского района» разработаны и реализуются  следующие программы:

  • Школа старшеклассников «Проект»
  • Территория активного выбора
  • Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор»
  • Школа репортеров

Формирование активной позиции старшеклассников достигается через организацию совместной деятельности педагогов дополнительного образования, педагогов профессионального образования и экспертов в определенной профессиональной деятельности.

Программы Ресурсной площадки:

1. Образовательная практико-ориентированная программа «Территория активного выбора»       

Цель программы: формирование первичных знаний и навыков в области профессионального самоопределения.

Задачи:

  • формирование механизмов профессионального самоопределения учащихся старших классов как основы для определения будущей профессии;
  • формирование осознанного и мотивированного выбора профиля дальнейшего профессионального обучения;
  • овладение способами самостоятельной работы, стилями общения и взаимодействия, рефлексии и анализа.

Программа организована в двух динамических системах: психологической и социальной:

Первый раздел «Психологические основы выбора профессии»

В процессе изучения этого раздела программы обучаемые должны познать свои индивидуальные особенности, поставить себе вопросы «Кто я?», «Каковы мои профессиональные интересы и склонности?» и по возможности ответить на них, сформировать готовность к принятию обоснованного решения о выборе профессии.

Второй раздел программы «Технология профессионального самоопределения» посвящен социальной части процесса самоопределения, отражает рынок образовательных услуг, рынок труда, а так же требования этих рынков.

Особенность данной программы в том, что в конце учебного курса проходит практико-ориентированная деловая игра «Территория активного выбора». В структуре данной игры проектируются несколько площадок разной профессиональной деятельности, при чем набор площадок осуществляется через анализ интересов старшеклассников и также в рамках перспектив развития экономики города, региона и России. На самих площадках работа проходит в разных формах:

  • прямые диалоги с профессионалами той или иной сферы деятельности. Действующие специалисты, например, в юрист приходит на площадку и рассказывает старшеклассникам все особенности, плюсы и минусы профессии юриста. Также ещё если специалисты не могут приехать на игру, то мы связываемся с ними организуем онлайн – связь.
  • мастер-классы: приглашаются специалисты из разных областей деятельности и на конкретном деле показывают, объясняют старшеклассникам, например, как наложить шину на рану, измерить артериальное давление, перебинтовать рану, либо как правильно сервировать стол, приготовить какое-нибудь блюдо.
  • разработка совместных проектов. Совместно со специалистом старшеклассники учатся к примеру, как сфотографировать происходящее мероприятие, как правильно составить статью, что нужно для написания статьи и т.д., а уже потом готовый «продукт» показать всем сидящем в зале, например, слайд-шоу фотографий с мероприятия.

Так же с недавнего времени был разработан и апробирован новый вид работы – это практикум «Основы выбора профессии». Старшеклассникам предлагаются 4 площадки:

  • площадка: Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор»
  • площадка: «Аналитическая»
  • площадка: «Средне-специальное профессиональное образование»
  • площадка: «Высшее профессиональное образование»

Данный вид работы предполагает, что все старшеклассники проходят по всем данным площадкам, рассматривают и получают материал, проходят тестирование, анализируют, систематизируют полученные знания и записывают их в специально созданные дневники.

2.«Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор» по профессиональному самоопределению подростков, с использованием интернет - ресурсов.       

Цельформирование навыков работы старшеклассников с информационной средой в автоматизированной системе «ПрофНавигатор».

Задачи:

  • сформировать у старшеклассников способности к самоанализу, саморефлексии, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
  • предоставить возможность самостоятельной работы подростков в вопросах о возможностях и перспективах получения профессионального образования;
  • сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в сложившихся экономических условиях (обучить технологиям поиска работы, самопрезентации, трудоустройства

«ПрофНавигатор» представляет собой информационную среду, включающую в себя следующие блоки:

  • профессиональное самоопределение на основе представлений,
  • востребованность профессий на рынке труда,
  • предложение специалистов со стороны системы ПО,
  • реальная структура занятости, что позволяет подросткам ориентироваться в социальной ситуации региона, позволяет им самостоятельно формировать представления о местах реализации собственных интересов и местах собственной востребованности, а также адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

В данной программе собраны материалы, которые позволят старшеклассникам собрать информацию про свои интересы, склонности, факторах и требованиях при выборе профессионального пути, получить информацию о ЕГЭ, о средне-специальных и высших учебных заведениях города Магнитогорска и Челябинска, а также пройти демо-версию ГИА и ЕГЭ.

3. Научно-исследовательская деятельность

предполагает работу с Челябинским государственным университетом в 2х направлениях:

  • это исследовательская деятельность. Дает возможность старшеклассникам попробовать себя в роли исследователя: собрать материал, написать научно-исследовательскую работу, а потом попробовать защитить её. За каждым старшеклассником закрепляют научного руководителя с Челябинского государственного университета, где он совместно с ним пишет научную работу. Работа проходит в офлайне режиме, то есть ребята могут сидеть дома и написать своему руководителю, стоит только открыть интернет, зайти на сайт Челябинского государственного университета, войти в свой личный кабинет, вести свой логин и пароль, далее зайти систему, и обсудить все вопросы по работе.

Так же в данной работе проводятся обзорные лекции на базе МОУДОД «ЦДТОР» по современному развитию наук. Лекции проходят в онлайне режиме, когда преподаватель из ЧелГУ сидит по ту сторону экрана и рассказывает лекцию, а ребята слушают и конспектируют её, что дает возможность найти ответ на ЕГЭ.

Совместная работа с ЧеЛГУ позволяет старшеклассникам поучаствовать в научной конференции (в онлайн режиме, куда входит ещё несколько подключений, САТКА, Троицк), а также поучаствовать в олимпиаде, которая проходила в онлайн-режиме, на базе МОУДОД «ЦДТОР», где старшеклассники выполняли задание, которое мы получили по электронной почте, затем все результаты были отправлены в ЧелГУ, для подведения итогов и вручения грамот.

4.      Школа старшеклассников «Проект» (с 2012 года)

Цель: формирование у подростков и молодежи ориентационных схем, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;

Задачи:

  • сформировать у молодых людей деятельностный подход к выбору профессии и планированию карьеры;
  • обучение проектированию, программированию деятельности;
  • обучение ситуативной рефлексии, проведению анализа и корректировки планов;
  • обучение экспертизе результатов собственной деятельности;
  • сформировать у старшеклассников знания и практические умения по целеполаганию, самоанализу, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с современными требованиями;
  • разработка проекта;

Данная Школа старшеклассников «Проект» дополнительного образования для учащихся в возрасте 14-21 лет разработан в рамках профлаборатории при МОУ ДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района». В основу составления проекта положен опыт Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» (МЦТЗМ «Перспектива»), Некоммерческого фонда «Подросток – право на будущее», Колледжа предпринимательства №11 г.Москва.

Школа старшеклассников «Проект» основан на практико-ориентированном подходе, который включает в себя исследование, проектирование и стратегирование собственной деятельности молодежи. Тем самым молодой человек становится субъектом собственной деятельности.

5.      Школа репортеров (с 2012 года)

Цель: формирование профессиональных и ценностных ориентиров для репортерской деятельности и личностного развития старшеклассников.

Задачи:

  • развитие проектного мышления и творческого подхода к деятельности;
  • содействие профессиональному самоопределению старшеклассников;
  • ознакомление с теоретическими основами репортерской деятельности и практическими навыками работы с информацией, фото- и видеообразами.

Репортерская школа создана как первая площадка профессиональных проб. Старшеклассники учатся работать с информацией, выделять новости в череде обыденных событий. Они приобретают умения работы с информационными источниками, нахождения информации, восприятие ее и грамотная обработка информации.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела

Официальные информационные ресурсы