Программа психологического сопровождения инновационной деятельности

Королева Надежда Дмитриевна, педагог-психолог

высшей кв.категории

Психологическое сопровождение является неотъемлемой частью инновационной деятельности учреждения.

Прежде всего, определимся с признаками, характеризующими деятельность. Деятельность является категорией философии и психологии. Подходя к предмету с разных точек зрения, они, в то же время, приводят к выявлению сходных признаков деятельности.

В философском словаре деятельность-это специфически человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы - объектом своей деятельности.

Философ В.Я. Вильчинский трактует деятельность как обусловленную активность субъекта и упорядоченную выбранной им программой совокупность действий, направленных на определенное изменение объекта. Признаками, отраженными в определении, являются: активность субъекта деятельности и ее целенаправленный на изменение объекта характер.

Психологи также считают эти признаки характерными для деятельности. В психологии деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность. В специальной литературе признаки деятельности характеризуются подробнее

Так, А. Коссаковски и И. Ломпшер называют следующие специфические черты деятельности:

-          активное взаимодействие сознательно действующего субъекта (личности) с объектом (миром);

-          направленность на предметы, способные удовлетворить общественные и (или) индивидуальные потребности, а сами предметы при этом могут быть усвоены, изменены или заново созданы;

-          непосредственное или опосредованное преобразующее воздействие на предметы;

-          деятельность - решающий источник познания мира и самого себя, развития всей, личности.

Каковы же признаки инновационной деятельности, представляющей собой взаимоотношение теоретической (интеллектуальной) и практической деятельности.

Сознательность субъектов инновационной деятельности. Инновационная деятельность осуществляется субъектами образования. Сознательность связана с целенаправленностью- Она означает, что субъекты инновации осознают цель и преднамеренно стремятся к ее достижению. Таким образом, сознательность проявляется в намерении достижения поставленных социально значимых целей (образовательных, профессиональных, самообразовательных, научных и других).

Активностьявляется непременным атрибутом инновационной деятельности. Это обусловлено тем, что инновационная деятельность, в отличие от традиционной всегда требует больших усилий, затрат сил, внутренней потребности в постижении нового. Только наличие внутренней потребности в познании и внедрении нового служит побуждением для активного участия субъекта в инновационной деятельности.

Предметность. Инновационная деятельность предметна в том смысле, что она каким-либо образом направлена на новацию (это деятельность по освоению, проектированию, разработке, апробации, внедрению новаций). По основанию «способ взаимодействия с предметом» выделяются виды инновационной деятельности. Направленность инновационной деятельности на новацию осуществляется в социально значимых целях.

Преобразующее воздействие инновационной деятельности

Субъекты инновационной деятельности либо создают новый объект, либо используют его в образовательных процессах. Инновационная деятельность результативна и результатом ее является какое-либо прогрессивное изменение в сфере образования. Таким образом, наличие качественных и прогрессивных преобразований в образовательных системах всегда сопутствует и является результатом инновационной деятельности.

С другой стороны, уже само участие субъектов в инновационной деятельности качественно влияет на них самих (на рост профессионально-педагогической квалификации, на приращение образованности). В этом плане инновационная деятельность оказывает преобразующее воздействие на самих субъектов. При этом именно по параметрам «образованность» и «профессионально-педагогическая квалификация» это воздействие отмечается весьма значимым.

Инновационная деятельность продуктивна, часто переплетается с исследовательской деятельностью, с познанием. При их осуществлении максимально актуализируются потенциальные возможности субъектов, создаются благоприятствующие условия для самореализации человеком своих сущностных свойств.

В связи с этим, возникла необходимость разработки программы психологического сопровождения инновационной деятельности учреждения, направленной на:

-          отслеживание процессов развития воспитанников;

-          отслеживание результатов инновационной деятельности;

-          отслеживание эмоционального состояния педагогов дополнительного образования.

Важную роль в этом процессе, на наш взгляд, играет психологическая культура педагога как основа профессионализма. В качестве психологических качеств, отражающих психологическую культуру педагога, выступают: педагогическое мышление, эрудиция, целеполагание, предвидение, рефлексия.

Центральным фактором психологической культуры педагога является умение строить взаимоотношения и взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Культура профессионального общения педагога в образовательной деятельности не может быть без учета личностных характеристик всех субъектов взаимодействия. При формировании психологической культуры общения педагогов была составлена программа психологического сопровождения образовательной деятельности «Центра детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска (ЦДТОР).

В основу программы положена авторская концепция понятия характерологических свойств личности В.М.Миниярова, доктора педагогических наук, позволяющая определять характерологические свойства личности, обуславливающие на индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия личности с другими. При диагностике «Социально-психологического типа личности» используется экспертная оценка, что увеличивает возможность достоверности получаемой информации.

В программу положены концептуальные положения:

Психологическое сопровождение должно быть направлено на решение актуальных проблем, связанных с личностным становлением субъектов образовательной деятельности и их профессиональным развитием.

Психодиагностика в образовательном учреждении дополнительного образования должна способствовать изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности  и системы межличностных отношений.

Психологическое сопровождение должно учитывать, что:

- ЦДТОР как образовательное учреждение может повысить качество ДО, если взаимоотношение с субъектами образовательной деятельности будут основываться на гуманистических принципах;

- ЦДТОР не является социальным институтам перевоспитания характера обучающегося, поскольку в ЦДТОР создаются условия для личностного роста каждого субъекта образовательной деятельности; не зависимо от его характера, темперамента и способностей;

- ЦДТОР как социальный институт является профессиональным полем деятельности не только для педагогов, но и для обучающихся.

Цель психологического сопровождения инновационной деятельности:  

Создание безопасного социально-психологического климата, где каждый  субъект инновационной деятельности может творчески реализовать свои  возможности личностного и профессионального роста.

 Задачи психологического сопровождения:

-          формирование у педагогов психологической культуры взаимоотношения и взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся» направленную на формирование мотивации);

-          формирование у родителей психологической культуры взаимоотношения и взаимосвязи с ребенком (через коррекцию взаимоотношений в системе  «родитель- ребенок»);

-          обеспечение совместной работы психолога, родителей и педагогов по формированию индивидуального подхода к каждому обучающемуся ЦДТОР;

-          обеспечения оптимизации деятельности педагогических команд,    направленных на формирование детско-профессионально-социальных        общностей (через использование в работе технологий проектно – практической деятельности);

-          определение условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределениюобучающихся, а также самовоспитанию;

-          определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания педагога и психологической его деформации.

                                           Виды психологической работы

Психодиагностика

Основными задачами исследования являются:

-          во-первых «обнаружение искомого» ответа на вопросы, вызвавшие  необходимость данного исследования; во-вторых, поиск наиболее подходящих педагогических воздействий для оптимизации образовательного пространства; в-третьих, осуществления контроля динамики психического развития обучающихся, с целью коррекции обнаруживаемых отклонений;

-          выявление особенностей нравственного и психического развития обучающихся, сформированности определенных психических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.

Психопрофилактика

Это организация образовательного процесса, способствующего удовлетворению, во-первых, возрастных потребностей обучающихся, во-вторых, взаимодействий взрослых и детей.

Содержание психопрофилактической работы состоит в следующем:

-          выявление психологических особенностейобучающихся, обуславливающих возникновение определенных сложностей или отклонений в их интеллектуальном или личностном развитии;

-          предупреждение психологической перегрузки обучающихся. связанной с характерологическими особенностями личности;

-          формирование благоприятного психологического климата в учреждении: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый- взрослый); улучшение формы общения педагогов собучающимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), обучающихся между собой (ребенок-ребенок);

-          проведение различных форм работы с педагогами, педагогами-организаторами, управленцами направленных на изучение личностных особенностей обучающихся и форм психолого-педагогического сопровождения.

Психологическая консультация

Осуществление консультацийобучающихся, педагогов, родителей, администрации по проблемам обучения, формирования личности, жизненного самоопределения, самовоспитания и межличностных взаимоотношений.

Повышение психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, общих и родительских собраниях.

Психологическая коррекция

Осуществление активного воздействия на процесс формирования личности обучающегося.

Преодоление отклонений в развитии, нарушении в обучении и поведении обучающихся (если отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания).

Содержание психокоррекционной работы

Разработка и реализация программ, направленных на формирование личности обучающихся с учетом задач развития на каждом возрастном этапе (программа «Одаренные дети»).

Разработка и осуществление программ, направленных на устранение в психологическом развитии обучающихся.

Разработка и осуществление программ психологической помощи обучающимся, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях (программа «Группа риска»).

 Результативность работы

Показать педагогическому коллективу разные стороны психических и личностных характеристикобучающихся, подчеркивая положительные и сильные стороны.

Выдвинуть доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед для построения совместной работы психолога с педагогическим коллективом.

Сформировать единство педагогических требований к каждому обучающемуся в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей.

Направления психологического сопровождения ЦДТОР

Работа с обучающимися включает:

-          проведение тренингов: личностного самоопределения (14-17 лет), профессионального самоопределения (16-17 лет), самовоспитания (15-17 лет), арт-терапии (10-17 лет);

-          оказание помощи в решении психологических проблем;

-          проведение психодиагностического исследования личностных особенностей обучающихся;

-          информирование об итогах психолого-педагогического обследования;

-          проведение индивидуальных консультаций по запросу обучающихся, родителей, администрации, педагогов;

-          проведение профориентационной работы со старшеклассниками.

Работа с родителями включает (по плану «Академии семейного воспитания»):

-          проведение родительских собраний для обеспечения родителей знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся характерологических свойствах у детей;

-          проведение психодиагностики по определению социально-психологического типа личности обучающегося на родительских собраниях;

-          проведение индивидуальных консультаций по проблемам личностного развития обучающегося по результатам психодиагностического исследования социально-психологического типа личности;

-          проведение тематических семинаров по проблемам родительско-детских отношений.

Работа с педагогами включает:

-          проведение тематических семинаров в целях обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания ребенка, о стилях семейного воспитания, о сложившихся социально-психологических типах личности;

-          проведение практических семинаров в целях формирования навыков использования диагностической информации о характерологических свойствах личности и обеспечения коррекции их отношения к (проблемным) обучающимся;

-          проведение индивидуальных консультаций по вопросам межличностных взаимоотношений с (проблемными) обучающимися;

-          определение стратегий педагогической помощи обучающимся, испытывающим определенные трудности в общении, поведении и психологическом самочувствии;

-          определение педагогической стратегии и тактики собственной деятельности в рамках обучения и социализации обучающихся.

Тематические семинары для обеспечения педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания обучающихся:

-          психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности в системе педагогического пространства ЦДТОР;

-          особенности социально-психологических типов личности;

-          психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений педагога с обучающимися различного социально- психологического типа;

-          итоги психолого-педагогического сопровождения в ЦДТОР.

Работа с администрацией включает:

-          информирование о деятельности психологического сопровождения образовательного процесса в ЦДТОР;

-          совместное решение вопросов по оптимизации психологического обеспечения образовательного процесса в ЦДТОР;

-          совместное решение вопросов, связанных с осуществлением индивидуализированного и дифференцированного подходов при организации учебно-воспитательного процесса в ЦДТОР;

-          участие в разработке планов работы ЦДТОР.

Содержание Психолого-педагогических семинаров на учебный год

Цель психологического сопровождения педагогов:

-          повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний;

-          повышения уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации;

-          определение путей и условий для раскрытия и реализации личностного потенциала педагогов и воспитанников.

Задачи психологического сопровождения педагогов:

-          определение и осуществление интеграции в профессиональной деятельности педагогов и психолога;

-          определение педагогической стратегии и тактики воздействия на обучающихся в рамках их обучения и социализации;

-          формирование психологической культуры взаимодействия с обучающимися (через коррекцию взаимоотношений в системе «педагог-обучающийся »);

-          осуществление совместной работы психолога и педагогов по выработке индивидуального подхода к каждому ребенку;

-          определение условий, способствующих снижению эмоционального выгорания.

Реализация цели и задач психологического сопровождения педагогов возможно при осуществлении совместной деятельности педагогов, родителей, и психолога, выражающейся в организации и проведении:

-          просветительских семинаров – обеспечение педагогов знаниями о современных концепциях развития и воспитания обучающихся (темы семинаров могут определяться по запросу педагогов и администрации);

-          практических семинаров – формирование навыков социального взаимодействия с обучающимися различного социально-психологического типа личности; формирование адекватного представления о внутреннем мире и личностно-индивидуальных качеств обучающихся;

-          групповых консультаций – ознакомление с итогами психолого-педагогического исследования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса за учебный год;

-          индивидуальных консультаций определение актуальных задач сотрудничества, определение психологической поддержки педагогов и обучающихся на этапе первичной адаптации педагогов к обучающимся, определение обучающихся, испытывающих трудности в общении, поведении, просвещение по проблемам развития отдельных обучающихся (по результатам диагностики), определение социальных форм межличностного взаимоотношения с «проблемными» обучающимися.

Тематическое содержание психологического сопровождения инновационной деятельности

Вид деятельности

Содержание деятельности

Срок исполнения

1.

«Школа педагогического мастерства»

Методический семинар «Инновационные педагогические технологии: социальное проектирование»

Семинар-практикум «Имидж педагога дополнительного образования»

Ноябрь

 

Февраль

2.

«Школа молодого педагога»

-     Адаптационный период в группе, кружке, творческом объединении

-     Психологический блок образовательных программ

-     Специфика организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования

-     Формы и методы работы с детьми разного возраста

-     Психологические подходы к    использованию новых педагогических технологий

-     Современные подходы в организации воспитательной работы с детьми

-     Мониторинг как механизм повышения качества в работе педагога

-     Анализ собственной деятельности

Сентябрь
 

Октябрь
 

Ноябрь


 

Декабрь
 

Февраль

 

Март
 

Апрель
 

Май

3.

«Управленческий клуб»

 

-     Обновление функций управления учреждением дополнительного образования на основе социального проектирования

-     Педагогические инновации и организация их реализации

-     Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов

-     Стимулирование как фактор повышения мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива

-     Информационно-аналитическое и финансово-экономическое обеспечение управления

Ноябрь


 

Ноябрь
 

Январь
 

Март

 

Май

4.

Педагогический совет

-    «Современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса» (в логике проектно-практической деятельности)

-    Анализ психологического сопровождения образовательной деятельности учреждения за учебный год.

Январь


 

Май

Результативность психологического сопровождения инновационной деятельностью

Психологическое сопровождение инновационной деятельностью ЦДТОР позволит:

-          определить и реализовать психолого-педагогические стратегии оптимизации личностного развития обучающихся в рамках их обучения и социализации;

-          определить и осуществить интеграцию профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей,обучающихся).

Причины, препятствующие результативности психологического сопровождения инновационной деятельности:

-          негативное отношение у субъектов инновационной деятельности к идеологии психологического сопровождения;

-          несформированность осознанного интереса и потребности у субъектов инновационной деятельности к совместной целенаправленной деятельности с психологом, способствующей созданию условий для личностного саморазвития обучающихся;

-          преобладание синдрома делегирующего родителя: не имеющего позитивного образа собственного социального будущего, перекладывающего ответственность за будущее на своего ребенка;

-          устойчивость диспозиций и латентность установки, определяющих сознание субъектов образовательного процесса и их направленность в деятельности;

-          неспособность обучающихся дистанцироваться от людей, ежедневно снижающих его  самооценку;

-          несвоевременность реализации необходимых мероприятий, направленных на личностное развитие обучающихся;

-          зависимость субъектов образовательного процесса от психологической оценки и решения, сложившихся обстоятельств (неспособность или нежелание самостоятельно находить пути решения психологических проблем).