Программа деятельности

Срок реализации:6 лет (2012-2018 гг.)

Заказчики: УО администрации г. Магнитогорска, Администрация МУДО «ЦДТОР»

Целевая аудитория: дети от13 до 18 лет.

Составитель и руководитель программыметодист Москалева Ю.В.

Пояснительная записка

Ведущей характеристикой нашего времени являются быстрые и качественные изменения, как в производстве, так и в требованиях к современным специалистам. Уже сегодня и на мировом, и на региональном уровне обостряется дисбаланс скорости изменения спектра профессий и недостатка человеческих ресурсов. В связи с этим традиционные подходы к развитию человеческого потенциала не успевают за этими изменениями и устаревают. Что требует нового понимания и современных технологий подготовки молодежи к профессиональному выбору.

Таким образом, проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в рамках образования встают в разряд первоочередных. Существующие сегодня программы профессиональной ориентации, как правило, направлены на расширение представлений учащихся о мире профессий. А на практике они, в лучшем случае, выявляют общепсихологические особенности, склонности и интересы подростков. Это формирует систему дополнительных, но не осознаваемых учащимися представлений. Часто складывается ситуация, когда «профориентированный» молодой человек заканчивает школу, поступает в вуз, и только потом, попав в практику выбранной профессии, вынужден вторично самоопределяться. Для решения этих задач подростки нуждаются в определенных знаниях о себе, о своих интересах, интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях. Также необходимо уметь объективно оценивать, анализировать ситуацию на рынке труда, видеть перспективы развития отраслей производств, уметь соотносить собственные запросы и потребности с требованиями профессионального рынка труда, то есть подростки должны получить навыки выбора и построения своего профессионального будущего.

Таким образом, на сегодняшний день профессиональная ориентация должна восприниматься не как узкоспециализированная область психологического знания или образования (тестирование, тренинги, беседы, консультации и т.д.), а как средство социализации подрастающего поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации, складывающейся на рынке труда.

Необходимо демонстрировать подросткам условия сегодняшнего дня, при которых можно иметь стабильный заработок на основе высококвалифицированного профессионального труда, что является центральным фактором профилактики детской преступности и наркомании.

Профессиональная ориентация должна перейти из реагирования на ситуацию к ее опережению. Профессионализация и есть социализация, только не адаптивная, предполагающая не столько приспосабливаться к сложившимся условиям, а иметь возможность реализовывать потенциал собственного образования, осуществляя высоко прибыльную и высокоэффективную работу в соответствии с образовательным уровнем.

Опережающая профессиональная ориентация подростков предполагает два пространства реализации профориентационных программ: социальная и предметно профессиональная. Возникает необходимость реализации профориентационных программ на четырех уровнях деятельности:

  • Расширение представлений подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах;
  • Включение подростка в рынок профессий посредством формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы;
  • Формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих видеть социальную ситуацию, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности;
  • Адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

В предлагаемой программе деятельности определен новый подход в решении проблем профессионального самоопределения старшеклассников, как комплексное проектирование профессионального будущего старшеклассников, которое развертывается в нескольких аспектах:

  1. Содержание деятельности, условий и средств, при которых задается ситуация выбора будущей профессии;
  2. Обязательное совместное образовательное действие специалистов профессионального образования, дополнительного, представителей профессий и учащихся общеобразовательных школ;
  3. Управление комплексным проектированием содержания в рамках опережающей профориентации, через взаимодействие системы дополнительного образования с общим и профессиональным образованием, представителями промышленного сектора экономики, Центра занятости населения г. Магнитогорска.

За основу содержательных принципов программы положены работы: д. псих. н. Алексеева Н.Г., д. псих. н. Слободчикова В.И., д. экон. н и к. псих. н. Павлова И.С., к. пед. н. Парамонова А.И.

Цель программы: формирование у старшеклассников способностей к профессиональному самоопределению, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • Отработка механизмов профессионального самоопределения учащихся старших классов как основы для определения будущей профессии и формирования себя как специалиста;
  • Формирование условий для осознанного и мотивированного выбора профиля дальнейшего профессионального обучения;
  • Овладение способами самостоятельной работы, стилями общения и взаимодействия, рефлексии и анализа;
  • Приобретение опыта анализа и решения проблемных задач, учебных и профессиональных проблемных ситуаций;
  • Совершенствование практики сетевого взаимодействия Школа – ССУЗ – ВУЗ - Предприятие.

Программа деятельности строится через два блока:

  1. реализация образовательных программ: «Технология профессионального самоопределения» и «ПрофНавигатор»;
  2. реализация проектов, направленных на достижение целей программы деятельности.

Программа деятельности

1. Образовательная программа «Технология профессионального самоопределения»

Цель: формирование первичных знаний и навыков в области профессионального самоопределения.

Задачи:

  • отработка механизмов профессионального самоопределения учащихся старших классов как основы для определения будущей профессии и формирования себя как специалиста;
  • формирование условий для осознанного и мотивированного выбора профиля дальнейшего профессионального обучения;
  • овладение способами самостоятельной работы, стилями общения и взаимодействия, рефлексии и анализа.

Программа является практикоориентированной; организована в двух блоках.

Первый блок-  программа «Технология профессионального самоопределения», которая в свою очередь представлена в виде двух курсов «Психологические основы выбора профессии» и «Технологии профессионального самоопределения». Данные учебные курсы работают в динамических системах: психологической и социальной.

 «Психологические основы выбора профессии»рассчитана на 36 часов.

«Технологии профессионального самоопределения»рассчитана на 36 часов.

В процессе изучения курса«Психологические основы выбора профессии» обучаемые должны узнать свои индивидуальные особенности, поставить себе вопросы «Кто я?», «Каковы мои профессиональные интересы и склонности?» и по возможности ответить на них, сформировать готовность к принятию обоснованного решения о выборе профессии с учетом своих психологических ресурсов.

В процессе изучения второго курса «Технология профессионального самоопределения» исследуется социальная часть процесса самоопределения, которая отражает рынок образовательных услуг, рынок труда, а также требования этих рынков.

Второй блок представлен в виде деловых игр из блока игр проекта «Территория активного выбора», являющихся заключительной частью учебной программы.

2. Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор»

Цель: формирование навыков работы старшеклассников с информационной средой по профессиональному самоопределению в автоматизированной системе «ПрофНавигатор».

Задачи:

  • сформировать у обучающихся способности к самоанализу, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку, саморефлексии;
  • сформировать навыки исследовательской и проектной работы обучающихся по вопросамвозможностей и перспектив получения профессионального образования;
  • сформировать у обучающихся навыки взаимодействия с рынком труда в сложившихся экономических условиях (обучить технологиям поиска работы, самопрезентации, трудоустройства).

«ПрофНавигатор» представляет собой информационную среду, включающую в себя следующие блоки:

  • диагностика склонностей и интересов обучающихся;
  • востребованность профессий на рынке труда;
  • предложения специалистов со стороны системы профессионального образования;
  • реальная структура занятости,
  • особенности и качественные характеристики профессий;
  • планирование карьеры,

что позволяет обучающимся ориентироваться в социально-экономической ситуации региона. Данная программа предполагает ежегодное обновление содержания с учетом изменений рынка труда и рынка образовательных услуг города, региона. Также, на основе данной программы существует возможность индивидуальной работы. Данная информационная платформа связана с  интернет пространством, что дает возможность пользователю работать со всем многообразием информационной среды в рамках профориентации.

3. Проект «Школа старшеклассников «Проект» - руководитель проекта Кузина Г.В.

Цель: формирование у подростков и молодежи ориентационных схем, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;

Задачи:

  • сформировать у молодых людей деятельностный подход к выбору профессии и планированию карьеры;
  • обучение проектированию, программированию деятельности;
  • обучение ситуативной рефлексии, проведению анализа и корректировки планов;
  • обучение экспертизе результатов собственной деятельности;
  • сформировать у старшеклассников знания и практические умения по целеполаганию, самоанализу, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с современными требованиями;
  • разработка проекта.

Данная Школа старшеклассников «Проект» дополнительного образования для учащихся в возрасте 14-18 лет разработан в рамках профлаборатории при МОУ «Центр детского творчества Орджоникидзевского района». Школа старшеклассников «Проект» основан на практико-ориентированном подходе, который включает в себя исследование, проектирование и стратегирование собственной деятельности молодежи. Тем самым молодой человек становится субъектом собственной деятельности. 

4. Проект «Школа репортеров» - руководитель проекта Добош Е.Г.

Цель: формирование профессиональных и ценностных ориентиров для репортерской деятельности и личностного развития старшеклассников.

Задачи:

  • развитие проектного мышления и творческого подхода к деятельности;
  • содействие профессиональному самоопределению старшеклассников;
  • ознакомление с теоретическими основами репортерской деятельности и практическими навыками работы с информацией, фото- и видеообразами.

Репортерская школа создана как первая площадка профессиональных проб. Старшеклассники учатся работать с информацией, выделять новости в череде обыденных событий. Они приобретают умения работы с информационными источниками, нахождения информации, восприятие ее и грамотная обработка информации .В рамках данного проекта создана и издается газета «Классный репортер» 

5. Проект «сСоздания брендбука»

Цель: разработка комплексных маркетинговых средств для эффективного продвижения проектов Ресурсной площадки.

Задачи:

  • формирование и укрепление внешних связей с образовательными учреждениями, предприятиями и организациями;
  • формирование и сохранение контингента воспитанников, участвующих в проектах Ресурсной площадки;
  • формирование бренда на внешнем и внутреннем рынке.

На данном этапе создан брендбук, состоящий из: логотипа, баннера, буклета, сувенирной продукции.

6. Проект «Сетевой университет «Профессии - 21 век» - руководитель проекта Москалева Е.В.

Цель проекта

Формирование у обучающихся способностей к построению личной профессиональной перспективы, основанной на понимании современных технологий в разных сферах социальной и экономической деятельности людей.

Задачи проекта

  1. содействие интеллектуальному росту старшеклассников;
  2. расширениепредставления у обучающихся о современном мире профессий и технологий
  3. формирование проектного подхода у обучающихся в решении проблем построения своего профессионального будущего
  4. Поиск и включение в работу успешных профессионалов в конкретных отраслях экономики, отражающих изменения данных профессиональных сфер, с учетом информации, представленной в «Атласе новых профессий»;

Описание проекта

Деятельность проекта направлена на решение центральной проблемы профессионального самоопределения – это разрыв в сознании старшеклассников между представлениями и реальностью об окружающей жизни в рамках профессиональной деятельностью человека, и требованиями, предъявляемыми современной социально - экономической ситуацией к молодому человеку.

В рамках проекта осуществляются открытые тематические лекции в on-lineрежиме ведущими учеными Российской Федерации, предполагается проведениеon-lineвстреч с представителями различных сфер деятельности, имеющих положительный опыт с своей профессиональной деятельности, а также рассматривается возможность дистанционной формы обучения и осуществления научно-исследовательской деятельности.

Проект предполагает использование справочника «Атласа новых профессий» в работе с обучающимися школ, и включает  в себя следующие элементы:

  1. «Дискуссионный клуб» - проектирование и проведение встреч молодых людей с профессионалами (представителями ВУЗов, компаний, предприятий и т.д.)  представленных  в «Атласе новых профессий» в онлайн-режиме , а также и встречи с представителями профессий городского и регионального уровня.  Данные встречи ориентированы на актуализацию в реальном общении с молодежью информации об изменении и развитии профессиональных направлений.
  2. Создание сайта, где будет отражаться деятельность Сетевого университета.
  3. Создание видеофильмов по материалам «Дискуссионного клуба», позволяющих осуществлять дальнейшую дополнительную трансляцию полученной информации в профориентационной работе.
  4. Разработка технологии и проведение организационно-деятельностных игр с молодежью «Профессиональные ориентиры: будущее профессий», позволяющих в деятельностном, проектном залоге освоить изменения профессионального рынка и спроектировать возможные траектории своего профессионального развития.
  5. Создание условий для разработки молодыми людьми собственных проектов профессионального развития с учетом изменяющейся профессиональной среды.
  6. Проектирование и проведение конкурса для школьников  «Интеллектуальный марафон», состоящего из 2 ступеней:
  • «ИМ - знания» - конкурс, направленный на выявление высокого уровня знаний по предметам, являющимся ключевыми для конкретных экономических отраслей и профильными при поступлении в профессиональные учебные заведения;
  • «ИМ - проекты» - конкурс творческих, проектно-исследовательских работ обучающихся и студентов, отражающих их собственное представление о профессиональной деятельности.
  1. Создание научно-исследовательских проектов обучающихся образовательных учреждений города в рамках в  сетевого университета «Профессии - 21 век» совместно с Малой академией Челябинского государственного университета.

8.Проект «Виртуальные родительские собрания» (2015 – 2018г.) _- Руководитель проекта Москалева Е.В.

Цель проекта:

Формирование представлений у родителей о современных подходах и направлениях в профессиональном ориентировании подростков на основе современнойситуации развития экономики города, региона, страны.

Задачи:

  • формирование представлений у родителей о современном развитии рынка труда и его перспективами
  • знакомство с основными требованиями, предъявляемыми современной социально - экономической ситуацией к молодому человеку
  • знакомство с тенденциями выбора будущей профессии и профессионального образования.

 Деятельность проекта направлена на решение проблемы привлечение родителей к решению проблем профессионального самоопределения, обучающихся с учетом современных тенденций развития рынка труда города, региона, страны. Родительские собрания планируются в режиме онлайн.

9. Проект «Территория активного выбора» (2011 - 2018) – руководитель проекта Москалева Ю.В.

Цель проекта: формирование способностей для профессионального самоопределения, через возможность построения коммуникаций и проектирования совместной деятельности с представителями профессий, представителями профессионального образования и работодателями.

Задачи:

  • проблематизация участников игры в рамках проектирования своего профессионального будущего
  • формирования навыков построения коммуникаций с участниками игры
  • формирование проектного мышления через проектирование своего будущего

Строится проект через проектирование организационно-деятельностной игры.

При подборе практико-ориентированных площадок разной профессиональной направленности учитываются интересы и желание старшеклассников к определенным сферам профессиональной деятельности, а также востребованности профессий на рынке труда города, региона, страны.

Проектирование содержания работы практико-ориентированных площадок предполагает участие представителей профессионального образования и экспертов в сфере профессиональной деятельности. Деятельность площадки строится через активные формы работы: прямые диалоги с экспертом, мастер-классы, практические занятия, разработка совместных проектов.

В работе практико-ориентированных площадок используются современные информационно–коммуникационные технологии, позволяющие расширить образовательное пространство профессиональной ориентации старшеклассников

Продвижение деятельности проекта осуществляются посредством:

  • введения  широкого спектра профориентационной работы с категориями: учащимися общеобразовательных учреждений города, с родителями, педагогами и ответственными за профориентационную работу в образовательных учреждениях города;
  • организации взаимодействия с представителями сферы профессионального образования, представителями предприятий города, региона;
  • информации о деятельности проекта в СМИ, разработки видео  презентационных материалов.

Структура деятельности проекта

  1. Выявление и изучение интересов и склонностей учащихся общеобразовательного учреждения (анкетирование, тестирование)
  2. Реализация учебного курса «Технология профессионального самоопределения». (по согласованием со школой )
  3. Анализ ресурсов необходимых для проведения игры.
  4. Проектирование игры совместно с участниками, экспертами и администрацией школы.
  5. Организация и проведение организационно – деятельностной игры с обучающимися.
  6. Организационно-деятельностная игра проводится в три этапа:
  • Установочное пленарное заседание

Цель: проблематизация участников игры в рамках проектирования своего профессионального будущего.

  • Работа практико-ориентированных площадок

Цель: получение навыков, знаний о выбранной профессии, через диалоги с представителями этой профессии, мастер-классы, практикумы и создание совместного проекта участниками данной площадки.

  • Итоговое пленарное заседание

Цель: создание и защита проекта о будущей профессиональной деятельности.

  1. В рамках данного проекта с проектированы игры разной направленности:
    1. практикум по основам выбора профессии
    2. эстафеты – соревнование участников игры по защите проекта по выбранной профессиональной деятельности и знания по базовым школьным предметам
    3. тематические игры по разным видам профессиональной деятельности
    4. игра по выбору будущей профессиональной деятельности
  2. Школы выбирают вид и тематику игры по ранее заявленному плану.

            .Схема организационно - деятельностной игры «Территория активного выбора»

pr1.PNG

 

Эффективность реализации проекта «Территория активного выбора»

11. Городской конкурс «Я выбираю профессию»

Цель конкурса «Я выбираю профессию»: доказать осознанность и обоснованность выбора будущей профессиональной деятельности

Участниками данного конкурса являются учащиеся общеобразовательных учреждений города и  студенты профессиональных образовательных учреждений. Конкурс проводится по следующим номинациям: эссе, реферат, предпринимательский проект (бизнес-план).

Конкурс проводится в два этапа:

  1. Ярмарка идей, проектов проводится в виде презентации участниками своих конкурсных  работ;
  2. Защита конкурсных работ, прошедших отбор на первом этапе.

Управление проектами ресурсного центра

Управление проектами ресурсного центра строилось:

  • Через организацию взаимодействия с общим образованием с использованием проектных технологий и личностно-ориентированного подхода для решения задач профессионального самоопределения подростков по обеспечению реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
  • Через организацию социального партнерства со средним и высшим профессионального образованием, а также с представителями предприятий разных видов собственности в выстраивании содержательного и организационного единства в логике опережающей профориентации для решения проблемы профессионального самоопределения подростков.
  1. Социальное партнерство строится со следующими организациями:

 Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова, Многопрофильный колледж им. Г.И. Носова; Колледж предпринимательства №11 г. Москва; Магнитогорский медицинский колледж им. П.Ф.Надеждиной; Профессиональное училище №67; Уральская государственная академия ветеринарной медицины г. Троицк; Южно-уральская торгово-промышленная палата г. Челябинск; Магнитогорский педагогический колледж ;Магнитогорский технологический колледж; Магнитогорский политехнический колледж; ООО «Русский хлеб»; МП Трест «Водоканал»;ОАО «ММК»; Юридическое компания «Закон»; Челябинский государственный университет; Челябинская государственная  медицинская академия; Магнитогорское информационное агентство Верстов.Инфо; газеты «Магнитогорский металл» и  «Магнитогорский рабочий»; теле  компания «ТВ-ИН»; Областное казенное учреждение центр занятости населения г.  Магнитогорска; Подразделение по молодежной политике Администрации г. Магнитогорска

  1. Сетевое взаимодействие с психологами школ города.

 Создана творческая группа психологов  школ №№ 10, 63, 36, 32, 12, 24, 20. На базе ресурсной площадки работает городской проектно – практический семинар по проблемам профессионального самоопределения школьников.

  1.   Заключаются договора сотрудничества  в реализации образовательных программ ресурсного центра со школами города

Образовательная деятельность проектов осуществляется:

  • через организацию проектно - практической работы со старшеклассниками внутри проектов. В логике проектной деятельности организован, городской конкурс проектных работ «Я выбираю профессию», где представлены проекты, эссе и рефераты учащихся школ города и студентов ВУЗов и колледжей.
  • через использование, современных информационные технологии в частностиoff-line- система для дистанционного обучения Moodle,on-line- cистема «AdobeAcrobatConnectPro» для интерактивные лекции и занятия, система многоточечной видеоконференции-связи для участия в научно практических конференциях и  олимпиадах, а также  технологий работы в социальных сетях (Вконтакте) .

            Продвижение деятельности проекта осуществляются посредством:

  • введения  широкого спектра профориентационной работы с категориями: учащимися общеобразовательных учреждений города, с родителями, педагогами и ответственными за профориентационную работу в образовательных учреждениях города;
  • организации взаимодействия с представителями сферы профессионального образования, представителями предприятий города, региона;
  • информации о деятельности проекта в СМИ, разработки видео  презентационных материалов.
  • организация и проведение открытого городского конкурса проектных работ молодежи «Я выбираю профессию».

Перспективы развития проекта «Территория активного выбора» заключаются в следующих этапах:

  1. Расширение спектра участий в проекте общеобразовательных учреждений города и близ лежащих районов.
  2. Расширение коммуникативных связей и взаимодействий с учреждениями профессионального образования города, области, России.
  3. Формирование и углубление партнерских отношений с предприятиями, с представителями малого и среднего бизнеса города, области, Российской Федерации.
  4. Расширение проекта «Территория активного выбора» через развитие новых форм работы с учащимися общеобразовательных учебных заведений города.  Особенностью данного этапа является организация и реализация нового проекта «Сетевой университет. Профессии XXIвека». Проектная идея, которого заключается в организации онлайн-встреч, лекций, практикумов по обсуждению перспектив развития отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Данные встречи  будут организованны совместно с разработчиками «Атласа новых профессий» (Московская школа управления «Сколково», «Агентство стратегических инициатив»).

Таким образом, деятельность ресурсного центра является динамически развивающийся, актуальный для нашего города. И имеющий своих партнеров (Магнитогорский государственный университет (Технологический, Психологический факультеты, факультет Информатики); Магнитогорский государственный технический университет им.Г.И. Носова (факультет Экономики и права); Многопрофильный колледж им. Г.И. Носова;  Колледж предпринимательства №11 г. Москва; Магнитогорский медицинский колледж им. П.Ф.Надеждиной; Профессиональное училище №67; Уральская государственная академия ветеринарной медицины г. Троицк; Южно-уральская торгово-промышленная палата г. Челябинск;  Магнитогорский педагогический колледж; Магнитогорский технологический колледж; Магнитогорский политехнический колледж; ООО «Русский хлеб»; МП Трест «Водоканал»;  ОАО «ММК»; Юридическое компания «Закон»; Школы города Магнитогорска (№ 32, 54, 38, 25, 21, 16, 28, 59, 9, 20,36); МООУ СШИ  №2;  Челябинский государственный университет; Челябинская государственная  медицинская академия; Магнитогорское информационное агентство Верстов.Инфо; Магнитогорский металл; Магнитогорский рабочий; компания ТВ-ИН; Областное казенное учреждение центр занятости населения г.  Магнитогорска; Подразделение по молодежной политике Администрации г. Магнитогорска). Использование проектных технологий, позволяет вести не просто разовую работу со старшеклассниками, а в целом формирует у них способности к осознанному выбору своей будущей профессии и  построению планов своего будущего.

Ожидаемые результаты реализации деятельности ресурсного центра

Программа деятельности  ресурсного центра позволит осуществить развитие интеллектуального потенциала подростков на основе повышения количественных и улучшение качественных характеристик профессиональной ориентации и психологической поддержки подростков.

Программа  обеспечивает формирование установки подростков на профессиональную мобильность с учетом ситуации на рынке труда города и области.

Деятельность программ  и проектов ресурсного центра повысит мотивацию подростков к труду и выбору профессии,  что является   механизмом профилактики антисоциальных явлений.

Информационная копилка