Детская общественная организация МАН «Интеллект будущего» как эффективная форма организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Яковлева Юлия Сергеевна,

г. Магнитогорск

Педагоги МАН по особому относимся к проблеме одаренности детей. Мы считаем что все дети одаренные. Главное определить область интересов ребенка для успешной реализации его возможностей.

Малая академия наук - одно из направлений работы с одаренными детьми, где каждому предоставлена возможность раскрыть свой потенциал. Уникальность проекта в том, что благодаря дополнительному образованию здесь развивают умение думать, анализировать ситуацию, прогнозировать ожидаемый результат, ставить цель и пошагово решать задачи, необходимые для ее достижения. Успешным может быть каждый! Таков девиз детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего». Сегодня Малая академия наук объединяет многих школьников, педагогов-исследователей, родителей.

Цель МАН «Интеллект будущего» – организация и координация научной, творческой, образовательной и культурной деятельности в интересах творческого, интеллектуального и духовного развития детей и молодежи, сохранение и развитие потенциала системы российского образования.

Деятельность Малой Академии основывается на базовых принципах, формирующих идеологию её существования:

·          признание неповторимости личности каждого ребёнка, уважение его прав;

·          добровольности и свободы выбора (предметной среды, педагога);

·          взаимообогащающее партнёрство, общение по интересам, сотрудничество как основа организации деятельности.

Воспитанники МАН – учащиеся начальных классов (1-4 классы), это является отличительной особенностью от других организаций, работающих  в исследовательском направлении.

Малая Академия наук строит свою деятельность на взаимодействии и сотрудничестве нескольких уровней — семья, школа, высшие учебные заведения города (ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», «Магнитогорский государственный технический университет»), Малая Академия Наук г. Обнинск.

Первый этап - общекультурный уровень (работа с детьми в общеобразовательных школах). По заказу администрации школ разработана программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. За основу программы были взяты рекомендации Савенкова А.И. При работе основной акцент сделан на развитие познавательных способностей детей и создание условий креативного мышления. Основное содержание программы состоит в формировании в сознании детей целостной научной картины мира на доступном материале из таких предметных областей, как филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы нравственной культуры народов России, искусства, технология, физическая культура, в четком прослеживании межпредметных связей.

  Второй этап – углубленный уровень. Работа с детьми осуществляется на базе ЦДТОР. В течение недели можно получить индивидуальные консультации по тому или иному направлению учебно-исследовательской работы, можно выбрать одного или нескольких консультантов, вместе с тьютором, педагогами, родителями обсудить и составить свой образовательный маршрут на год.

Больше половины сотрудников Малой Академии (8 из 14) - преподаватели Магнитогорских вузов, ученые, доктора наук. Потенциал педагогов МАН огромен, востребован и предполагает дальнейшее профессиональное совершенствование, повышение квалификационного и образовательного уровня.

В течение 2010 года в режиме экспериментальной работы мы апробировали содержание образовательного процесса, модель которого была разработана на основе мониторинга и социального заказа на развитие интеллектуально-творческого потенциала детей младшего школьного возраста. В соответствии с моделью основными формами организации учебно-исследовательской и проектной деятельности стали: турнир по социальному проектированию, открытый конкурс проектных и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь», профильная смена, командные игры в рамках проекта «Эрудиты России», консультационная поддержка ученых, участие в дистанционных конкурсах Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Так, ежегодно в зимние каникулы, 3-5 января, проводится турнир по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива». Турнир проводит приглашенный тренер агентства «Новые образовательные и педагогические технологии». Программа турнира включает: олимпиаду по социальному проектированию, семинар по управлению проектами, творческие сессии (Brain-up), тренинг командообразования, экспертные консультации, ярмарку социальных проектов, общественную экспертизу представленных проектов, грантовый конкурс. Итоги турнира подводятся в лично-командном зачете. Опыт организации и проведения турнира показал востребованность данной формы работы, как со стороны его участников, так и со стороны родителей. В этом году мы решили проводить турнир собственными силами.

В течение года наши воспитанники участвуют в различных Всероссийских конкурсах-олимпиадах «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», конкурсе проектов «Созидание и творчество», Всероссийском открытом конкурсе исследовательских и творческих работ  «Юный исследователь» (г. Обнинск),  Всероссийском детском конкурс научно-исследовательских и творческих работ
«Первые шаги в науке».

Итогом всей деятельности МАН является конференция «Юный исследователь», которая проходит в конце мая на базе ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». Конкурс проводится благодаря организационной поддержке Международной академии дополнительного образования и Управления образованием администрации города, МУДО «ЦДТОР». Работают секции: художественное творчество, техническое творчество, медицина и здоровый образ жизни, информационные технологии, этнография и краеведение, история, экология и биология, социальное проектирование. В 2012 г. 90 участников из г. Магнитогорска, Чехова, Перми, Краснодара представили на экспертизу результаты своей работы. По итогам конференции тезисы докладов и лучшие учебно-исследовательские работы участников конкурса были опубликованы в сборнике.

Мы педагоги ДО понимаем, что образовательный процесс должен быть непрерывным.  Летом формы нашей работы несколько меняются, дети не только продолжают образовательный процесс (проходят интересные встречи, мастер-классы интересных людей), но и активно отдыхают, общаются, заводят новых друзей, получают новые впечатления в городском оздоровительном лагере. Это и есть своеобразная «пятая четверть».

Вышеперечисленные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности доказывают свою эффективность.

Рассматривая перспективы деятельности магнитогорского отделения МАН, отметим, что наряду с вышеуказанными в этом году апробируется новая форма работы – «Профессорский час», на котором ученые-тьюторы проводят занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

Данная программа работает в учреждении 3 года. За это время мы достигли таких результатов.

Результаты МАН:

-         в научно-практических конференциях:

2009-2010 уч. год

18 чел.

2010-2011 уч. год

64 чел.

2011-2012 уч. год

62 чел.

-         дистанционных конкурсов:

2009-2010 уч. год

18 чел.

2010-2011 уч. год

42 чел.

2011-2012 уч. год

140 чел.

- конкурсов по социальному проектированию:

2009-2010 уч. год

35 чел.

2010-2011 уч. год

41 чел.

2011-2012 уч. год

24 чел.