Городской ресурсный центр как место взаимодействия общего среднего и высшего профессионального образования в решении проблем профессионального самоопределения старшеклассников

Каждый год тысячи школьников заканчивают обучение и готовятся к выходу в самостоятельную жизнь. Одна из форм этой предстоящей им жизни - профессиональная деятельность. Сегодня каждый трудоспособный гражданин самостоятельно выбирает свой жизненный и профессиональный путь, сам несет ответственность за его реализацию. Многообразие идеологических установок, плюрализм мнений, политических пристрастий в современном российском обществе требуют постоянного самоопределения, до- и переопределения. Каждый человек должен уметь отстаивать собственные ценности, брать на себя ответственность за реализацию их в своей жизнедеятельности, то есть выстраивать свою собственную позицию. Подобная задача нередко вызывает затруднения и у взрослого человека. Молодые люди, оканчивающие школу и вступающие в самостоятельную жизнь, часто вовсе не готовы к ее разрешению. Процесс их самоопределения происходит зачастую стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. Это связано, прежде всего, с недостаточным осознанием и пониманием старшим школьником собственных целей и ценностей, неспособностью реализовать их на практике.

При этом, современная школа, решая проблему профессиональной ориентации в большинстве своем воспринимает ее, как узко специализированную область - психологического знания или образования (тестирование, тренинги, беседы, консультации и т.д.), уделяет внимание только вопросам просвещения, ознакомления молодых людей с миром профессий.

По результатам анализа психологической диагностики учащихся старших классов школ города, устных опросов родителей, педагогов, бесед с представителями предприятий города и Центра занятости населения г. Магнитогорска была проявлена проблема разрыва между представлениями и реальностью в сознании старшеклассников об образовании, рынке труда и социально-экономической ситуации города и региона, что позволило нам прийти к выводу о том, что проблема профессионального самоопределения старшеклассников актуальна.

На основании проявленной проблемы был создан проект «Территория активного выбора» на базе МОУДОД «ЦДТОР» в Ресурсном центре по профессиональному  самоопределению старшеклассников. Данный проект предполагает один из возможных вариантов решения данной  проблемы.

Подход, который предлагается в «Территории активного выбора» рассматривать профориентацию старшеклассников не как узкоспециализированнуюобласть психологического знания или образования, а как средство социализации подрастающего поколения путем формирования у него способности к профессиональному самоопределению, к целеполаганию, анализу ситуации складывающейся на рынке труда.. Необходимо демонстрировать подросткам условия сегодняшнего дня, при которых можно иметь стабильный заработок на основе высококвалифицированного профессионального труда - это является центральным фактором профилактики детской преступности и наркомании.

Потребителями услуг данного проекта являются старшеклассники школ города  Магнитогорска.

Реализация проекта осуществляется на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» и школ города Магнитогорскачерез разработку и реализацию авторских программ. Образовательные программы строятся в проектной логике, что позволяет в рамках каждой конкретной программы органично сочетать формы, адекватные адресату, и содержание, транслирующее более высокий уровень взаимодействия с социальной действительностью. Основной особенностью программ является их практико-ориентированность (в ходе реализации программы учащимися выполняются собственные проекты, приобретаются опыт анализа и решения учебных, проблемных, исследовательских задач, учебных и профессиональных проблемных ситуаций; учащиеся овладевают стилями общения и взаимодействия, рефлексией, а также способами самостоятельной работы).

Образовательные программы дополнительного образования рассчитаны на обучающихся в возрасте 14-18 лет. В основу составления программ положены разработки: д. псих.н. АлексеевН.Г., д.псих.н. Слободчикова В.И., д.экон.н и к.псих.н. Павлова И.С., к.пед.н. Парамонова А.И.

В ресурсном центре по профессиональному самоопределению старшеклассников на базе МОУДОД «Центр творчества Орджоникидзевского района» разработаны и реализуются  следующие программы:

  • Школа старшеклассников «Проект»
  • Территория активного выбора
  • Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор»
  • Школа репортеров

Формирование активной позиции старшеклассников достигается через организацию совместной деятельности педагогов дополнительного образования, педагогов профессионального образования и экспертов в определенной профессиональной деятельности.

Программы Ресурсной площадки:

1. Образовательная практико-ориентированная программа «Территория активного выбора»       

Цель программы: формирование первичных знаний и навыков в области профессионального самоопределения.

Задачи:

  • формирование механизмов профессионального самоопределения учащихся старших классов как основы для определения будущей профессии;
  • формирование осознанного и мотивированного выбора профиля дальнейшего профессионального обучения;
  • овладение способами самостоятельной работы, стилями общения и взаимодействия, рефлексии и анализа.

Программа организована в двух динамических системах: психологической и социальной:

Первый раздел «Психологические основы выбора профессии»

В процессе изучения этого раздела программы обучаемые должны познать свои индивидуальные особенности, поставить себе вопросы «Кто я?», «Каковы мои профессиональные интересы и склонности?» и по возможности ответить на них, сформировать готовность к принятию обоснованного решения о выборе профессии.

Второй раздел программы «Технология профессионального самоопределения» посвящен социальной части процесса самоопределения, отражает рынок образовательных услуг, рынок труда, а так же требования этих рынков.

Особенность данной программы в том, что в конце учебного курса проходит практико-ориентированная деловая игра «Территория активного выбора». В структуре данной игры проектируются несколько площадок разной профессиональной деятельности, при чем набор площадок осуществляется через анализ интересов старшеклассников и также в рамках перспектив развития экономики города, региона и России. На самих площадках работа проходит в разных формах:

  • прямые диалоги с профессионалами той или иной сферы деятельности. Действующие специалисты, например, в юрист приходит на площадку и рассказывает старшеклассникам все особенности, плюсы и минусы профессии юриста. Также ещё если специалисты не могут приехать на игру, то мы связываемся с ними организуем онлайн – связь.
  • мастер-классы: приглашаются специалисты из разных областей деятельности и на конкретном деле показывают, объясняют старшеклассникам, например, как наложить шину на рану, измерить артериальное давление, перебинтовать рану, либо как правильно сервировать стол, приготовить какое-нибудь блюдо.
  • разработка совместных проектов. Совместно со специалистом старшеклассники учатся к примеру, как сфотографировать происходящее мероприятие, как правильно составить статью, что нужно для написания статьи и т.д., а уже потом готовый «продукт» показать всем сидящем в зале, например, слайд-шоу фотографий с мероприятия.

Так же с недавнего времени был разработан и апробирован новый вид работы – это практикум «Основы выбора профессии». Старшеклассникам предлагаются 4 площадки:

  • площадка: Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор»
  • площадка: «Аналитическая»
  • площадка: «Средне-специальное профессиональное образование»
  • площадка: «Высшее профессиональное образование»

Данный вид работы предполагает, что все старшеклассники проходят по всем данным площадкам, рассматривают и получают материал, проходят тестирование, анализируют, систематизируют полученные знания и записывают их в специально созданные дневники.

2.«Автоматизированная информационная система «ПрофНавигатор» по профессиональному самоопределению подростков, с использованием интернет - ресурсов.       

Цельформирование навыков работы старшеклассников с информационной средой в автоматизированной системе «ПрофНавигатор».

Задачи:

  • сформировать у старшеклассников способности к самоанализу, саморефлексии, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями профессии к человеку;
  • предоставить возможность самостоятельной работы подростков в вопросах о возможностях и перспективах получения профессионального образования;
  • сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в сложившихся экономических условиях (обучить технологиям поиска работы, самопрезентации, трудоустройства

«ПрофНавигатор» представляет собой информационную среду, включающую в себя следующие блоки:

  • профессиональное самоопределение на основе представлений,
  • востребованность профессий на рынке труда,
  • предложение специалистов со стороны системы ПО,
  • реальная структура занятости, что позволяет подросткам ориентироваться в социальной ситуации региона, позволяет им самостоятельно формировать представления о местах реализации собственных интересов и местах собственной востребованности, а также адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки.

В данной программе собраны материалы, которые позволят старшеклассникам собрать информацию про свои интересы, склонности, факторах и требованиях при выборе профессионального пути, получить информацию о ЕГЭ, о средне-специальных и высших учебных заведениях города Магнитогорска и Челябинска, а также пройти демо-версию ГИА и ЕГЭ.

3. Научно-исследовательская деятельность

предполагает работу с Челябинским государственным университетом в 2х направлениях:

  • это исследовательская деятельность. Дает возможность старшеклассникам попробовать себя в роли исследователя: собрать материал, написать научно-исследовательскую работу, а потом попробовать защитить её. За каждым старшеклассником закрепляют научного руководителя с Челябинского государственного университета, где он совместно с ним пишет научную работу. Работа проходит в офлайне режиме, то есть ребята могут сидеть дома и написать своему руководителю, стоит только открыть интернет, зайти на сайт Челябинского государственного университета, войти в свой личный кабинет, вести свой логин и пароль, далее зайти систему, и обсудить все вопросы по работе.

Так же в данной работе проводятся обзорные лекции на базе МОУДОД «ЦДТОР» по современному развитию наук. Лекции проходят в онлайне режиме, когда преподаватель из ЧелГУ сидит по ту сторону экрана и рассказывает лекцию, а ребята слушают и конспектируют её, что дает возможность найти ответ на ЕГЭ.

Совместная работа с ЧеЛГУ позволяет старшеклассникам поучаствовать в научной конференции (в онлайн режиме, куда входит ещё несколько подключений, САТКА, Троицк), а также поучаствовать в олимпиаде, которая проходила в онлайн-режиме, на базе МОУДОД «ЦДТОР», где старшеклассники выполняли задание, которое мы получили по электронной почте, затем все результаты были отправлены в ЧелГУ, для подведения итогов и вручения грамот.

4.      Школа старшеклассников «Проект» (с 2012 года)

Цель: формирование у подростков и молодежи ориентационных схем, позволяющих адаптироваться в социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;

Задачи:

  • сформировать у молодых людей деятельностный подход к выбору профессии и планированию карьеры;
  • обучение проектированию, программированию деятельности;
  • обучение ситуативной рефлексии, проведению анализа и корректировки планов;
  • обучение экспертизе результатов собственной деятельности;
  • сформировать у старшеклассников знания и практические умения по целеполаганию, самоанализу, самоопределению, умения соотносить свои индивидуальные особенности с современными требованиями;
  • разработка проекта;

Данная Школа старшеклассников «Проект» дополнительного образования для учащихся в возрасте 14-21 лет разработан в рамках профлаборатории при МОУ ДОД «Центр детского творчества Орджоникидзевского района». В основу составления проекта положен опыт Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива» (МЦТЗМ «Перспектива»), Некоммерческого фонда «Подросток – право на будущее», Колледжа предпринимательства №11 г.Москва.

Школа старшеклассников «Проект» основан на практико-ориентированном подходе, который включает в себя исследование, проектирование и стратегирование собственной деятельности молодежи. Тем самым молодой человек становится субъектом собственной деятельности.

5.      Школа репортеров (с 2012 года)

Цель: формирование профессиональных и ценностных ориентиров для репортерской деятельности и личностного развития старшеклассников.

Задачи:

  • развитие проектного мышления и творческого подхода к деятельности;
  • содействие профессиональному самоопределению старшеклассников;
  • ознакомление с теоретическими основами репортерской деятельности и практическими навыками работы с информацией, фото- и видеообразами.

Репортерская школа создана как первая площадка профессиональных проб. Старшеклассники учатся работать с информацией, выделять новости в череде обыденных событий. Они приобретают умения работы с информационными источниками, нахождения информации, восприятие ее и грамотная обработка информации.