Управление качеством дополнительного образования в условиях развития учреждения

 Ходунова Любовь Николаевна

г. Магнитогорск, муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Орджоникидзевского района»

cdtor@yandex.ru

В условиях модернизации системы образования особенно остро встает вопрос об оценке качества предмета модернизации – то есть самой системы. В классической теории менеджмента качество и механизмы его оценки являются важнейшими пунктами управленческой деятельности. Образование как социальный институт и в частности его составляющий элемент – система дополнительного образования – нуждаются в систематической оценке качества собственной деятельности с тем, чтобы максимально полно удовлетворить запросы потребителей.

Сегодня система дополнительного образования является специфическим производителем образовательных услуг, существенно отличающимся как от общеобразовательных, так и от негосударственных образовательных учреждений, одновременно формирующей и удовлетворяющей потребности развития, воспитания и образования у значительного числа граждан страны.

Кроме того, система дополнительного образования находится сейчас на рынке образовательных услуг, а это значит, конкуренция, борьба за потребителя, интерес к вопросам качества и эффективности собственной деятельности – не пустые слова. Реальность рыночных отношений в образовании – это и судьба Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования  «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» (далее Центр) города Магнитогорска. Отсюда, в настоящее время учреждение живет и работает в условиях достаточно радикальных сдвигов структурно-содержательной модернизации страны, региона, города.

Понимая, что, в связи с новой парадигмой образования, где приоритетами стали саморазвитие, самореализация, компетентность, конкурентоспособность личности, перед учреждениями дополнительного образования стоят новые задачи, которые невозможно решать, работая по-старому, без наработок и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Отсюда, миссия учреждения на современном этапе  развития состоит:

в предоставлении разнообразного спектра конкурентоспособных и востребованных образовательных услуг, учитывающих запросы и интересы потребителей;

-   в эффективном и умелом использовании имеющихся материальных и кадровых  ресурсов учреждения и социальных партнеров;

-    в высоком качестве образовательного процесса.

Педагогический коллектив считает, что единственно возможным условием сохранения и развития социальной функции (и миссии) учреждения является продолжение его целенаправленного, активного и самостоятельного вхождения во внешнее пространство деятельности – социум, предполагающее равноправное и обоюдовыгодное взаимодействие – социальное  партнерство. Отсюда и вся деятельность учреждения выстроена в логике проектно-практической деятельности.

b_400_552_16777215_00_images_statji_1.png

Основным механизмом развития учреждения является  формирование учебно-профессионально-социальной общности. Она представляет собой поливозрастную, полипрофессиональную структуру, включающую обучающихся и воспитанников учреждения, педагогический коллектив, родителей, реализующих совместно проблемно-целевую и проектную деятельность, субъектов профессиональной деятельности вне учреждения (социальных партнеров), активно участвующих в проблемно-целевой и проектной деятельности учреждения.

Центральным деятельностным ядромучебно-профессиональной общности является команда, которая разрабатывает и организовывает содержание образования. Содержание дополнительного образования тесно связано с тремя типами образовательной деятельности:

-       исследованием,направленным на развитие способностей обучающихся и воспитанников быстро ориентироваться в сложном мире современной деятельности и ресурсных возможностей;

-       проектированием- способом построения принципиально новых и потенциально возможных пространств деятельности;

     -  стратегированием- основным условием становления личности в качестве субъекта собственной деятельности, умеющей соотносить ее содержание со своими ценностно-смысловыми установками и разнообразием множества позиций.

Новое содержаниедополнительного образования, выстраиваемое именно на сочетании этих трех типов образовательной деятельности, позволяет педагогическому коллективу принципиально по-новому подойти к решению проблемы повышения качества дополнительного образованияв соответствии с современной социокультурной ситуацией.

27.png

Реальная проектно-практическая деятельность в учебно-профессионально-социальной общности становится для обучающихся и воспитанников учреждения наиболее адекватным механизмом повышения качества дополнительного образования.

Одной из тенденций в развитии учреждения является инновационная деятельность, ееприоритетными направлениями - информатизация деятельности учреждения и проектно-практическая деятельность как механизм повышения качества дополнительного образования.

В данное современное время учреждениям дополнительного образования невозможно развиваться, не совершенствуя информационное пространство. Отсюда, информатизации образовательного процесса уделяется особое внимание. В учреждении имеется достаточное современное материально-техническое обеспечение, медиотека, банк ЦОРов, доступ к дистанционным сетевым профессиональным сообществам, интернет, электронная почта, факс, используются информационные технологии: on-line, of-line, vebinar, презентации, новая версия сайта учреждения, Малой академии наук, персональные сайты педагогов дополнительного образования,  компьютерная верстка материала детской газеты.

В учреждении в режиме on-line, of-line,  vebinarпроводятся дистанционные  конкурсы  «Мастерская», «Магнитка в объективе», организованных совместно с Международной академией дополнительного образования и управлением образования города;  семинары-практикумы  для заместителей директоров по воспитательной работе, учителей,  ответственных за профориентационную работу; городских МО культурологической и социально-педагогической направленностей; творческих площадок курсов повышения квалификации педагогических работников; лекций ЧелГУ для старшеклассников в рамках  проекта  «Школа  проектов»;встреч «За круглым столом» по проблемам профориентации   детей и подростков.

В настоящее время проект «Информатизация учреждения»  продолжает рассматриваться как старт к дальнейшему развитию информационных процессов в образовательном учреждении, приоритетными направлениями которого являются: широкое распространение  электронных  форм  взаимодействия  и общения; развитие форм дистанционного образования; участие и организация работы сетевых педагогических сообществ; электронные формы автоматизации  управления  учреждением.

В учреждение реализуются  социальные проекты «Академия семейного воспитания», «Безопасный перекресток», «Ресурсный центр», «Малая академия наук», «Мастерская», «Магнитка – в объективе»,  «Территория активного выбора», «ПрофНавигатор», «Школа репортеров», «Профессиональные пробы», «Школа старшеклассников «Проект» и другие; детские проекты «Танцуй на здоровье», «Веселый светофор», «Управление своим временем», грантовые проекты-победители Всероссийского турнира по социальному проектированию «Навстречу друг другу», «Шоколадная пятерка», «Здоровая школа», «Как преодолеть страх», «Недетские мультики», «Скажи стрессу нет!».

 Новые стандарты, инновационный характердеятельности учреждения обусловили необходимость открытия в учреждении отделаинтеллектуального развития детейи совершенствования форм работы городской площадки по профессиональному самоопределению старшеклассников «Ресурсный центр».

Результатом деятельности отдела интеллектуального развития детей является развитие интеллектуальной активности обучающихся в ходе учебно-исследовательской,  творческой и других видов деятельности; получение высоких результатов на Всероссийском уровне (202 победителя и призера – за год); проведение высокого качества городского этапа  Всероссийского турнира по социальному проектированию «Интеллект будущего»,  открытой детской конференции учебно-исследовательских работ, социальными партнерами которых являются Международная академия дополнительного образования, Магнитогорский государственный университет, управление образования администрации города.

Востребованыи эффективны, предложенные Ресурсным центром формы работы:тестирование,  реализация вышеназванных социальных проектов, организация и проведение деловой игры «Территория активного выбора», фотовыставки «Работа воды в жизни города», «Магнитка – в объективе». Особенностью деловой игры «Территория активного выбора» является проведение творческих площадок «Туризм», «Медицина», «Биологическая», «Предпринимательство»с городами Москва, Челябинск, Сочи врежиме  on-line, индивидуальный подход в организации площадок   на основе результатов диагностики.

В построенииучебно-профессионально-социальной общности учреждения активно участвуют социальные партнеры: управление образования города, газеты «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл», Магнитогорский государственный университет (факультеты: технологический, психологический, информатики), Магнитогорский государственный технический университет (факультет экономики и права),  Магнитогорский педагогический, медицинский,  технологический, политехнический колледжи, профессиональное училище № 67, ООО «Русский хлеб», МП Трест «Водоканал», ОАО «ММК»,  юридическое агентство «Емельянов»,   колледж предпринимательства № 11 г.Москва, Уральская государственная академия ветеринарной медицины г.Троицка, Южно-уральская торгово-промышленная палата г.Челябинск, Челябинский государственный университет, Международная академия дополнительного образования, общеобразовательные учреждения города Магнитогорска и другие.

В перспективе деятельности Ресурсного центра организация волонтерского движения, практико-ориентированной площадки «Творчество»,  проектного семинара для родителей «Я→Семья →Карьера», маркетинговой  службы учреждения.

Несомненным  условием качества дополнительного образования является  финансово-экономическое и  материально-техническое обеспечение учреждения, которое состоит из бюджетных и внебюджетных средств и отражает ситуацию общей организации деятельности в том или ином структурном подразделении (это либо заработанные деньги, либо результат расширения сферы деятельности социального партнерства).

Бюджетное  финансирование  сегодня составляет оплату  труда работникам,  методическую  литературу  педагогам (100 рублей), трансферты, коммунальные услуги – 90%,  выборочный объем  ремонтных работ в рамках помощи депутатами района.  Внебюджетное финансирование включает спонсорские средства, пожертвования  родителей, платные  дополнительные образовательные услуги и используются на участие обучающихся и воспитанников учреждения в соревнованиях, конкурсах, фестивалях регионального, федерального, международного уровня, совершенствование материально-технической базы учреждения, оплату педагогическим работникам за платные дополнительные услуги, поощрение педагогических работников за качество образовательной деятельности.

С учетомсовременных требований, организации  деятельности инновационного характера  растут потребности учреждения, отсюда актуальность проблемы  совершенствования материально – технического обеспечения образовательного процесса не угасает.

Выход из разрешения противоречия между возрастающими потребностями и наличием фактического состояния педагогический коллектив видит в расширении сферы платных дополнительных образовательных услуг для детей дошкольного и младшего школьного возраста, организации  культурно-массовых мероприятий  разного формата, реализации предпринимательских проектов, участии в реализации грантов  в соответствии со спецификой деятельности учреждения, расширении сферы социального партнерства.

Рациональная организация образовательной деятельности, ее научно-методическое, психологическое, финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение – результат эффективности управления учреждением.

В ситуации растущей потребности учреждения в результате инновационного характера деятельности и ограничения финансовых ресурсов на развитие учреждения наиболее актуальным является организационный ресурс. Администрация учреждения выход из создавшейся ситуации видит в использовании новых подходов в управлении человеческими ресурсами.Отсюда усилена работа с кадрами по аттестации и повышению квалификации посредством организации программ «Рост», «Старт», «Мастер», «Школа педагогического мастерства», «Школа  молодого педагога», «Управленческий клуб», «Резерв управленческих кадров»,  повышение курсов квалификации и соединению возможных ресурсов социальных партнеров.

 Одним из условий эффективного управления образовательным учреждением продолжает являться логика проектно-практической деятельности.

Управление развитием деятельности учреждения осуществляется на уровнях: административно – управленческом,  коллективно – коллегиальном,  детского самоуправления  и  соуправления.

Внедрение уровня соуправления, применяемого  в ходе разработки и реализации проектов в рамках конкурса «Лучший  проект учреждения»  является  особенностью  управления  деятельностью  учреждения.

Данный конкурс и проекты разного характера являются эффективным механизмом воспитания социально-активной личности обучающегося учреждения, способной к успешной социализации, действенным механизмом расширения связей с социальными партнерами и привлечения новых субъектов взаимодействия. Проведение конкурса в итоге влечет за собой развитие интеграционных процессов, обеспечивающих формирование единого поля коммуникации различных позиций.

Условиями эффективности управленческой деятельности в учреждении являются: четкое определение принципов и стратегии и перспектив развития учреждения, выбор оптимальной модели управления, организационной технологии, представляющей собой совокупность форм и методов подготовки, принятия и реализации управленческих решений, соблюдение организационных стандартов.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела