Формирование целостной картины мира у детей на занятиях в студии мультипликации

Multithumb found errors on this page:

There was a problem loading image 'file:///C:\Users\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg'
There was a problem loading image 'file:///C:\Users\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg'

Коробейщикова Елена Андреевна

Магистрант 2 года обучения, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова», педагог дополнительного образования, МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района» города Магнитогорска

Формирование целостной картины мира у детей на занятиях в студии мультипликации

Аннотация: Целостное представление о мире, понимание причинно-следственных связей между явлениями природы и в обществе, необходимы для успешной жизнедеятельности человека в условиях глобализации. Детская мультипликация, как педагогическая технология, помогающая сформировать у детей целостную картину мира.

Ключевые слова:мультипликация, мировоззрение, картина мира, мозаичное мировоззрение, глобализация, мультфильм.

Введение

Картиной мира называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством [1].

По мнению Г. В. Андрейченко, современный человек, со школы усвоивший элементы рационалистически-механистического мировоззрения, уже с большим трудом может представить реальность как упорядоченный, живой и гармоничный космос. К тому же, современная картина мира фрагментарна. Она складывается из разрозненных и плохо подогнанных друг к другу знаний и мнений, идущих из отдельных научных дисциплин и областей культуры. Все эти знания и мнения к тому же часто меняются, что, возможно, хорошо для развития культуры, но оставляет людей без убедительных ответов о цели мироздания, о смысле человеческой жизни.

В учении К.Д. Ушинского целостная картина мира — это модель мира, которая хранится в духовной памяти народа, его сознании и культуре, как системное представление о пространственно-временном существовании мира, бесконечности Вселенной и месте и назначении человека в нем, это живая динамичная, открытая развивающаяся система философско-религиозных, научных, художественно-эстетических образов [5].  

Мы можем наблюдать, что современная школа дает множество обрывочных знаний, которые ребенку самостоятельно сложно соединить в единую картину. Еще сложней, формирующейся психике, определить причинно-следственные связи между явлениями.

         Условия глобализации, проявляющиеся в растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран и народов друг от друга, определяют правила игры в глобальном мире [4]. В связи с этим появляется актуальная проблема формирования у человека (не только у ребенка) целостной картины мира, развитие аналитических навыков, навыков оценки происходящего с точки зрения глобального переустройства мира. Важную роль в этом процессе занимает учитель, главной задачей которого, в изменяющихся условиях, является быстрое реагирование на процессы в обществе и переход к новой концепции жизнеустройства. Перед педагогом встает серьёзная проблема. Какими методами нужно воспользоваться для того, чтобы сформировать у детей целостную картину мира? Как подготовить подрастающее поколение к новому этапу развития социума в условиях глобализации?

Методы и организация исследования

В данной статье представлен педагогический опыт о таком виде творческой деятельности детей как мультипликация и её возможности формирования целостного миропонимания у детей. За век существования мультипликации мы можем наблюдать, как сильно на это искусство влияет технический прогресс. Мультипликация, с развитием информационно-коммуникационных технологий, стала доступна сегодня каждому человеку. Развитие детской мультипликации в нашей стране и в мире подтолкнуло ведущих психологов и педагогов к появлению нового понятия в науке -  мультипликационная педагогика [2]. Об этом говорит нарастающий интерес к мультипликации, появление научных статей и книг об этом направлении деятельности.

В городе Магнитогорске существует студия детской мультипликации «Ия», руководителем которой является автор данной статьи. В студии с 2009 года идет непрерывная творческая работа по созданию детских мультипликационных фильмов. За это время её посетило около 300 человек, снято более 100 мультфильмов. Педагогом была поставлена задача: привить детям любовь к творчеству, воспитать гуманистическое мировоззрение, сформировать целостную картину мира. На последней задаче остановимся подробней.

Для того, чтобы сформировать целостную картину мира, необходимо дать ребенку такую информацию и в таком алгоритме, чтобы у него сложилось понимание одной части реальности (предмет, явление, событие), как части целой реальности (мир-целостен, все явления взаимосвязаны). Только тогда, когда ребенок научится выстраивать мозаику из своих знаний, можно говорить о формировании целостного мировоззрения и миропонимания.

Мировоззрение человека можно разделить на два типа: мозаичное и калейдоскопическое [3]. У детей преобладает калейдоскопическое мировоззрение, т.е. имеются некоторые обрывочные знания из различных областей, которые не дают четкой цельной картинки. При добавлении новых элементов в калейдоскоп получается просто новый узор, новое видение. Мозаика же принципиально отличается от калейдоскопа. Она имеет точное содержание, смысл и строение.

b_294_291_16777215_00_images_novosti_2014_10-31_tehn_statya_Рис._1.jpg b_300_291_16777215_00_images_novosti_2014_10-31_tehn_statya_Рис._2.jpg
Рис. 1 Калейдоскоп  Рис. 2 Мозаика

У каждого элемента своё место в картине, а каждая частичка (знание) взаимосвязана со всеми остальными. Лишившись одно элемента, мозаика становится неполной, требуется заполнение ячейки.

 Готовый мультипликационный фильм – это и есть мозаичная картина. Изображение, музыка, речь – это детали мозаики. Чтобы фильм удался, нужно точно подобрать все детали, выстроить их в нужной последовательности, определить его длительность и характер. Мультипликация живет по закону - объединяй и созидай. Ребенок в этом виде творчества выступает в роли дирижёра, который объединяет музыкантов на сцене и создает единое музыкальное произведение. Маленькому дирижёру необходимо видеть всё произведение целиком ещё до его исполнения. При создании мультипликационного фильма ребенку приходится углубиться в выбранную им проблему, отыскать её причины, придумать пути решения этой проблемы, выбрать форму её экранизации, создать образы персонажей, которые бы лучше всего помогли выразить его мысли. Важен, в первую очередь, сам процесс создания фильма, а не результат. В процессе ребенок и обучается выстраивать причинно-следственные связи между явлениями и предметами мира. В дальнейшем у маленького человека вырабатывается привычка сопоставлять и анализировать явления жизни, что-то объединять, что-то противопоставлять. И так, по крупицам, он встанет на путь составления своей собственной неповторимой красочной мозаики, своей целостной картины мира.

В магнитогорской студии мультипликации в течении всего времени её существования ведется наблюдение за тем, как систематические занатия мультипликацией влияют на формирование целостной картины мира у студийцев. Критериями анализа были выделены:

1.     Система ценностей ребенка (нравственные ценности, определение добра и зла);

2.     Способность выявлять причинно-следственные связи между явлениями (постановка целей и задач фильма, логичное построение сюжета, характер процесса создания фильма);

3.     Объективная оценка своего произведения (самооценка, оценка зрителей).

Для проведения исследования были задействованы воспитанники, систематически посещающие студию не менее одного года. Выбранные критерии оценки картины мира ребенка можно проследить при создании одного мультфильма. Сначала ребенок ведает о том, что его волнует, что у него за душой (рис. 3), затем он демонстрирует способности образно, метафорически показать свою мысль, через персонажей и вымышленные события (рис. 4), после исполнения и показа фильма следует рефлексия и оценка зрителей (рис. 5).

C:\Users\home\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image003.jpg

b_158_300_16777215_00_images_novosti_2014_10-31_tehn_statya_Рис._3.jpg b_214_300_16777215_00_images_novosti_2014_10-31_tehn_statya_Рис._4.jpg b_277_300_16777215_00_images_novosti_2014_10-31_tehn_statya_Рис._5.jpg
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5

Результаты исследования

И вот какие выводы были сделаны в течение нескольких лет экспериментальной апробации программы студии:

1.     У 80% детей, впервые пришедших в мультстудию, существуют проблемы с выстраиванием причинно-следственных связей, как при разборе выбранной проблемы, так и при построении сюжета (описываются несвязные фрагменты из жизни, перенесенные на персонажа, очень узкие и неконфликтные сюжеты). Около 20% детей могут придумать короткую логически законченную историю, чаще всего фантастическую. При систематическом посещении занятий у половины студийцев наблюдается повышение уровня самостоятельности в разработке проблемы и усложнение сюжета.

2.      Примерно 50% детей отражают в своем фильме противостояние добра и зла, вторая половина создает повествовательные неконфликтные сюжеты. К концу года еще у 20% детей просматривается более четкое представление о добре и зле.

3.     5% студийцев могут без затруднения пофилософствовать на тему своего фильма и гибко реагировать на доводы педагога, предлагать новые пути решения проблемы. Через 1-2 года занятий к этой группе детей присоединяется ещё 30% студийцев.

4.     Критически к результатам своего творения относятся менее 50% детей-мультипликаторов. Могут выявить положительные и отрицательные моменты, в дальнейшем избегают допущенных ошибок.

Заключение

Итак, мультипликация, как современные вид творчества, полезна для детей по нескольким причинам. Во-первых, насыщенная различными видами деятельности, она способствует разностороннему развитию ребенка. Во-вторых, причастность (переживание) ребенка к разрешаемой проблеме в процессе создания фильма производит мощный позитивный воспитательный эффект, а также оказывает непосредственное влияние на мировоззрение и формирование ценностей маленьких аниматоров. И, наконец, в-третьих, мультипликация являет собой некую экспериментальную, тренировочную площадку, на которой маленький человек может попытаться узнать кто он есть, как к нему относится социум, что он знает, что он может узнать.  Педагог выступает в этом процессе проводником между формирующейся личностью и миром. Педагог, будучи помощником ребенка в формировании целостной картины мира, должен применять личностно-ориентированный подход в своей деятельности, пользоваться методами взаимного обмена жизненным опытом, подводить детей к философскому восприятию мира, использовать деятельностный подход в обучении.

Литература:

1.      Андрейченко Г.В. Философия/ Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.

2. Полет «Жар-Птицы» горизонты мультипликационной педагогики / составитель П. И. Анофриков, под общей ред. А.А. Мелик-Пашаева. Новосибирск: НИПКиПРО, 2014.- 436 с.

3. Петров К. П., академик Международной Академии информатизации при ООН, к.т.н., Типы мировоззрений, конспект лекций, 2006. http://kob.su/petrov

4. Солонько И. В., проректор СПбГАУ, к.ф.н., Русский мир в условиях глобализации, 2014. http://kob.su/articles/russkii-mir-v-usloviyakh-globalizatsii

5. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М., 1968. С. 164.

6. Югай Г. А. Диалектика части и целого в живой природе. М., 1966. - 31с.