Итоги исследования на тему: «Мотивация творческой деятельности младших школьников на занятиях в студии мультипликации»

Введение

Педагогическая практика осуществлялась на базе МУДО «Центр детского творчества Орджоникидзевского района». Исследование проводилось в студии мультипликации «Ия».  Практика проходила с 1 сентября по 26 октября 2014 года.

Цель эксперимента:Выявление уровня мотивации творческой деятельности у младших школьников на занятиях в мультстудии.

Задачи:

1.     Сбор теоретического материала о мотивации.

2.     Поиск валидного методов исследования детей.

3.     Определение критериев и показателей оценки мотивации детей (Приложение 1).

4.     Осуществление наблюдения (Приложение 3).

5.     Обработка данных диагностического эксперимента (Приложение 4).

6.     Проведение контрольного эксперимента.

7.     Подведение итогов исследования (Приложение 5).

На первых этапах экспериментальной работы перед нами стоит задача выявить мотивы к творческой деятельности (+ или –) детей младшего школьного возраста, посещающих студию мультипликации. Для этого мы предпринимаем попытку выявления наиболее явных мотивов детей, с помощью метода наблюдений на занятиях.

Заключение

Во время педагогической практики был проведен констатирующий и контрольный эксперименты. Занятия мультипликацией при соблюдении принципа добровольности, принцип сотрудничества, принципа сбалансированности деятельностей и поиск весте с детьми нестандартных решений поставленных задач, благоприятно влияют на формирование у них положительной мотивации к творческой деятельности.

Приложение 1

Критерии оценки мотивации творческой деятельности младших школьников


Критерии

Показатели

1

Уровень творческой деятельности

1. Нестандартный подход к решению задач (новизна или репродукция)

2. Применение творческого опыта в повседневной жизни (применяет или нет)

2

Самооценка творческой деятельности

1. Уровень оценки своего творчества (нравится то, что делает или нет)

2. Уверенность в себе (самостоятельно действует или требуется помощь)

3

Достижения в творческой деятельности

1. Стремление к саморазвитию (наличие или отсутствие амбиций)

2. Приятие неудач (принимает как должное или принимает как стимул к дальнейшему росту)


Приложение 2

Принципы работы студии мультипликации «Ия»

1.Принцип добровольности. Посещение студии является для ребенка дополнительной деятельностью, которую он выбирает самостоятельно (хотя в этом выборе в большей или меньшей степени участвуют родители).

2.Принцип сотрудничества. В  студии  взаимоотношения  педагога  и  юного автора носят характер сотрудничества,  соавторства, доверия.

3.Принцип сбалансированности деятельностей. На одном занятии ребенок меняет как минимум три деятельности. Придумывание сюжета сменяется рисованием на песке, затем просмотр мультфильмов, затем снова придумывание сюжета. Такой подход к организации не дает ребенку быстро уставать, и 3-х-часовое занятия даже для 7-летних детей не бывает утомительным.

4.Поиск нестандартных решений поставленных задач. Чтобы произведения детей имели не только воспитательный эффект для них самих, но и эстетическую ценность, педагог должен различными методами «шевелить» ум детей, направляя их на нестандартный путь решения задач.

Приложение 3

Результаты диагностического среза

Диаграмма 1. Общие показатели мотивации к творческой деятельности младших школьников

b_500_265_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image001.png

Высокий (6-5 баллов)– уровень мотивации высокий, ребенок проявляет творческую активность, стремится к саморазвитию, позитивно настроен по отношению к педагогу, получаемым заданиям.

Средний (4-3 балла)– невысокий уровень мотивации. Имеются  высокие показатели самооценки своего творчества, но уровень творческой деятельности, нестандартность находятся на низком уровне, также низок процент стремления в развитию и достижению успеха в творчестве.

Низкий (2-0 баллов)– уровень мотивации низкий. Побуждение к творческой деятельности вызывает негативную либо нейтральную реакцию.  Не сформирована потребность «творить», даже на уровне «создание рисунка на свободную тему». Большая часть детей имеют низкие показатели в применении нестандартного подхода к решению задач, а также не имеют желанию развиваться творчески.

Диаграмма 2. Средние показатели уровня творческой деятельности младших школьников

b_500_291_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image003.png

Диаграмма 3. Средние показатели уровня самооценки творческой деятельности младших школьников

b_500_292_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image005.png

Диаграмма 4. Средние показатели достижений творческой деятельности младших школьников

b_500_292_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image007.png         

Выводы по констатирующему эксперименту

В своем исследовании мы не спешим делать выводы о том, кто из детей мотивирован положительно, а кто отрицательно. Во избежание ошибок, мы продолжим свои наблюдения в целях более точного изучения мотивации младших школьников. Наша цель – создать благоприятные условия для развития творческого потенциала детей, для поддержания их интереса к творческой деятельности.

Первый этап исследования показал, что проблема мотивации к деятельности «вообще», стоит достаточно остро в среде младших школьников. Выявленные проблемы у детей со стандартными подходами к решению задач, неспособность большинства применять свой творческий опыт в жизни, а также (и главное)  отсутствие стимулов к саморазвитию, заставляет задуматься и глубже погрузиться в проблему.

Дополнительное образование способно повысить познавательную мотивацию и мотивацию учения через прививание детям любви к творчеству, формирование привычки «творить». Главное, подходить к проблема системно.

Приложение 4

Условия наблюдения

Наблюдения за поведением детей проводилось в течение месяца. Это 10 занятий по 2 часа. Для удобства работы была создана таблица наблюдений:

Таблица 1. Журнал наблюдений

ФИО воспитанника, возраст

Результаты наблюдения

1

 

 

2

 

 

3

 

 

Наблюдение проводилось по следующим критериям и показателям:

Таблица 2. Критерии оценки и показатели мотивации творческой деятельности младших школьников

Наше наблюдение будет иметь описательный характер. Но для удобства подсчета каждый положительный показатель будет считаться как – «1», отрицательный «0». С помощью данного исследования мы узнаем процент детей, мотивированных к творческой деятельности. В дальнейшем для них будут выстроены индивидуальные образовательные маршруты. Дети, имеющие низкие показатели будут исследованы глубже для выявления знака мотивации (+ или -).

На ранних этап исследования на наш взгляд нужно выявить отношение ребенка к творчеству, к самому себе в творческой деятельности, его зону ближайшего развития. Оценить, насколько его выбор (посещение творческого объединения) зависит от его воли, какую роль в этом играет его окружение. Такая широкая проблема, как проблема причинности человеческого поведения еще не получила глубокой разработки в науке, но по этому вопросу ведется интенсивная работа.

Получив первые результаты, оценки, можно копать глубже и выявлять скрытые мотивы детей, зачастую ими неосознаваемые. 

Но не будем забывать, что результаты наблюдения зависят и от наблюдателя.

Под наблюдением находилось 22 человека в возрасте от 7 до 10 лет.

Список детей:

1.      Вараксин Кузьма, 7 лет

2.      Данилова Вера, 10 лет

3.      Габидуллина Яна, 10 лет

4.      Мухамедзянова Алина, 8 лет

5.      Катаева Владелина, 8 лет

6.      Русанова Виктория, 8 лет

7.      Аверьянова Дарья, 10 лет

8.      Минкина Елизавета, 10 лет

9.      Думская Валерия, 8 лет

10.  Барышева Мария, 10 лет

11.  Гончарук София, 9 лет

12.  Черепанова Екатерина, 10 лет

13.  Цейтин Андрей, 10 лет

14.  Первухин Кирилл, 10 лет

15.  Романцева Виктория, 7 лет

16.  Первухина Ульяна, 7 лет

17.  Шведова Ангелина, 7 лет

18.  Коршунова Настя, 7 лет

19.  Коршунов Ян, 10 лет

20.  Полякова Елизавета, 8 лет

21.  Зинатова Станислава, 9 лет

22.  Курочкин Иван, 7 лет

Приложение 5

Контрольный эксперимент

По истечении четырех месяцев работы с детьми в мультстудии был проведен повторный эксперимент. Под наблюдением были те же самые дети, использовались те же критерии оценивания мотивации.

Вот какие были получены результаты:

Диаграмма 5. Общие показатели мотивации к творческой деятельности младших школьников

b_500_265_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image009.png

На диаграмме видно, что на 40% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень мотивации к творческой деятельности. 60% детей, имеющие низкие показатели перешли в группу детей со средним уровнем мотивации. Рассмотрим ниже отдельно показатели уровня самооценки, творческой деятельности и достижений исследуемых младших школьников.

Диаграмма 6. Средние показатели уровня творческой деятельности младших школьников

b_500_291_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image011.png

Диаграмма 7. Средние показатели уровня самооценки творческой деятельности младших школьников

b_500_292_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image013.png

Диаграмма 8. Средние показатели достижений творческой деятельности младших школьников

b_500_292_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult3_image015.png      

Выводы

Таким образом, мы можем видеть, что занятия мультипликацией при соблюдении принципа добровольности, принцип сотрудничества, принципа сбалансированности деятельностей и поиск весте с детьми нестандартных решений поставленных задач, благоприятно влияют на формирование у них положительной мотивации к творческой деятельности.

Возрос интерес к мультипликации у детей второго года обучения. Начала появляться привычка использовать необычные сюжеты вместо простых и неинтересных.

Уровень самокритики остался на прежнем уровне, но изменился качественно. Теперь ребенок, анализируя свое произведение, более развернуто и конкретно может объяснить свое мнение, свое недовольство или удовлетворение работой.

В целом, мультипликация оказывает оздоравливающий эффект на уровень мотивации и творческую активность ребенка.

Список использованной литературы:

1. Анофриков П.И. Принципы работы детской мультстудии. – Новосибирск: Д/к «Поиск», 2008. –43 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика-Пресс,1999.-536с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:АСТ,2003.-668с.

4. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Ж-л Народное образование. 1964. № 1. С. 1—16

5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. – 512 с.

6. Лурия А. Р., Выготский Л. С. Этюды по истории поведения/ Обезьяна. Примитив. Ребенок.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-203 с.

7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.-192с.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела