Педагогические возможности детской мультипликации

Автор: Ошкина Е. А.

Педагог дополнительного образования МУДО «ЦДТОР»

 

Мультипликация – искусство, в основе которого, в отличие от других видов кинематографа, лежит не игра живого актера или документально воспроизводимая действительность, а последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов. [1]

Экран стал неотъемлемой частью нашей жизни. Запрещать экран – значит разжигать интерес к «запретному плоду». Часто с ТВ, видео, компьютером ребенок сталкивается раньше, чем с живой природой. Поэтому перед педагогами стоит цель - превратить агрессивный экран в развивающий. [3]

Ребёнок – природный «одушевитель». Любая палочка или камушек для него полон жизни и может превратиться во что угодно. Это и есть язык анимации («анимация» по латыни – оживление, одушевление), которая из всей видеопродукции наиболее близка ребенку.

Занятие мультипликацией полезно той многообразной творческой деятельностью, которая возникает в процессе работы над фильмом, которая мотивирована фильмом и актуальна для ребенка. [4]

Ребёнок сочиняет, рисует, лепит, строит, перевоплощается в своих героев, осваивает технику, адаптируется к экрану. Кроме того, работа над фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д. При этом «фильм» является не целью, а лишь средством развития ребенка.

Оживление и трансформация воспринимаются ребенком на уровне удивления и служат поводом для дальнейшей развивающей деятельности.

Таким образом, мультипликация, набирая обороты в своем развитии, вскоре может стать самостоятельной веткой в теоретической и практической педагогике, так называемой мультипликационной педагогикой. Количество студий, кружков, да и просто интересующихся самодельными мультфильмами людей, становится все больше.

На протяжении последних десяти лет появилось много конкурсов и фестивалей анимационного искусства.

Наиболее известным из них является фестиваль «Жар-Птица», г. Новосибирск. Благодаря команде педагогов старейшей в России киностудии «Поиск», детская мультипликация не только продолжает жить, но и бурно развивается. Качество и глубина детских фильмов растет с каждым годом.

Таким образом, постепенно экран становится управляемым инструментом для решения конкретных творческих и педагогических задач. [5]

Главная педагогическая ценность мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения детей.

Особо значимой и ценной для педагогики является непосредственная связь анимации с трудовым обучением. Изготовление изделий (игрушек, персонажей, декораций) сопровождается выбором необходимых для работы материалов и формированием у ребенка манипулятивно-моторных навыков пальцев рук. Это доказывает, что объединение курса трудового обучения и анимации дает хорошие результаты не только в развитии творческого потенциала обучаемых, но и в совершенствовании их будущих профессиональных качеств. [1; 2; 6]

Ценность мультипликации заключается в ее открытости для любых видов деятельности, в способности вобрать в себя и сделать актуальным, личный жизненный опыт. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества, в котором активно функционируют всевозможные "предметы", взаимоотношения, решаются развивающие и воспитательные задачи.

Поэтому основная цель обучения мультипликации состоит в следующем: воспитать у ребенка устойчивую потребность в творчестве, основываясь на его внутренних возможностях и резервах. Это и будет являться важной гуманистической мыслью и идеей мультипликационной педагогики: педагогики развития, обучения и воспитания.

 

Литература:

1.     Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/ под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

2.     Выготский, Л.С. Педагогическая психология Л. С. Выготский. – М.: Педагогика Пресс, 1999. – 344 с.

3.     Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 7-10 лет/ Ю.Б. Гатанов. - СПб.: Иматон, 1997. – 72 с.

4.     Красный, Ю.Е., Курдюкова, Л.И. Мультфильм руками детей/ Ю.Е. Красный. - М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

5.     Волков, А. А. Проблемы развития искусства современной мультипликации / А. А. Волков. Автореферат. - М.: ВГИК, 1971. – 35 с.

6.     Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 132 с.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела