Формирование навыков творческой деятельности учащихся через знакомство со стилем художника-мультипликатора

Е.Коробейщикова, педагог дополнительного образования 

Публикация в сборнике Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в контексте современного научного знания", Оренбург, 18 июня, 2014 года

В современном художественном образовании одним из актуальных вопросов остается поиск методов формирования у подростков навыков самостоятельной творческой деятельности. Занятия мультипликацией   помогают детям не только развивать воображение,  но и  сформировать потребность в творческой деятельности за пределами кружка, в повседневной жизни.

Поэтому на занятиях мультипликацией мы считаем целесообразным знакомить обучающихся не только с технологией создания мультфильмов и  техническими нюансами съёмки и анимации, но и с творчеством выдающихся режиссёров мультипликационного кино, художников – мультипликаторов, с их профессиональными открытиями и индивидуальными художественными стилями.

Индивидуальный стиль– это система выражения характерных для мастера творческих особенностей, что зависит отспецифичности индивидуального художественного видения иосмысления мира, от свойств личности и таланта мастера, от свойств личности и таланта мастера, от неповторимостиего жизненного и творческого опыта, от характера самойисторической реальности.(Новиков А.М.)

В статье, мы не будем  подробно разбирать  сложившиеся стили искусства, т.к. тема подразумевает рассмотрение индивидуального творческого пути отдельных художников с точки зрения формирования творческой активности и самостоятельности у детей. Проанализируем развитие индивидуального стиля художника-мультипликатора.

В мультипликации, как в синтетическом виде искусства, сосуществуют два неразрывных компонента: визуальный ряд и звукоряд. Попытаемся рассмотреть только визуальную часть мультипликационного произведения художников-мультипликаторов, носителей своего индивидуального стиля.

Мультипликация – символичное искусство. Как и живопись, оно отражает исторические события и настроения в обществе.

Среди выдающихся своим неповторимым художественным стилем можно выделить Федора Савельевича Хитрука, Юрия Борисовича Норштейна, Гарри Бардина, Ивана Максимова, Александра Петрова, Эдуарда Назарова, Александра Татарского, Романа Качанова. Художников, стоявших у зарождения мультипликации в России, мы здесь не упоминаем, т.к. их творчество само по себе уникально (Лев Атаманов, Иван Иванов-Вано, Леонид Альмарик). Пока сложно говорить о стилях в мультипликации, т.к. прошло еще не так много времени с появления этого искусства. Пока мы видим некоторые школы анимации: Школа Иванова-Вано (СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ), Школа Хитрука (Студия «Шар»), Школа Татарского и Назарова (Студия «Пилот»).

Критерии, по которым мы будем сравнивать стили художественного исполнения двоих художников-мультипликаторов в разные временные отрезки их творчества в связи с историческими событиями: 

1.                     Техника исполнения

2.                     Колористика фильма

3.                     Детализация героев

4.                     Реалистичность

5.                     Многослойность (многоплановость)

6.                     Метраж

7.                     Идеи в обществе того времени

1.                     Иван Петрович Иванов-Вано

b_600_497_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img01.jpg

Иван Петрович один из основателей советской мультипликации. Наверное, в большей мере, благодаря этому человеку советские мультфильмы так ценятся во всем мире. Его можно назвать основоположником и советского стиля мультипликации.   

b_600_434_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img02.jpg

Рис.1,2,3,4. Кадры из мультфильмов довоенного времени.

b_600_454_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img03.jpg

Рис. 5,6,7,8. Кадры из мультфильмов послевоенного советского времени

2.                 Фёдор Савельевич Хитрук

b_600_430_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img04.jpg

Первый этап творчества Федора Хитрука можно назвать «подготовительным». В этот период он работает художником-мультипликатором, сценаристом, педагогом на курсах мультипликации. В 1962 году выходит в свет его первая режиссерская работа «История одного преступления», перевернувшая все каноны отечественной мультипликации. Появляется новый стиль советской мультипликации, который можно назвать «хитруковским».

b_600_434_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img05.jpg

Рис. 9,10,11,12. Кадры из мультфильмов до 1962 г.

b_600_434_16777215_00_images_otdely_tehn_materials_mult_img06.jpg

Рис. 13,14,15,16. Кадры из мультфильмов после 1962 г.

История творческого пути художника – мультипликатора имеет много сходств с путём живописца. Сначала это поступление в художественную мастерскую (примерно половина творческого пути), а затем поиск, отделение и выработка своего художественного стиля. Сравнивая художественные стили двух мультипликаторов (И.П. Иванова-Вано и Ф.С. Хитрука) в контексте господствующих идей того времени, мы можем видеть два разных подхода: один – традиционный – Иванов-Вано развивает и доводит «до блеска» классическую рисованную анимацию, всё более усложняя и детализируя свои произведения, второй – новаторский – Хитрук, выйдя за пределы традиционной школы анимации, создает свою школу и новый советский стиль. При этом, что интересно, мы рассматриваем одно и то же историческое время.

Итак, проведя анализ индивидуальной творческой манеры двух художников, можно сделать два вывода: с одной стороны, стиль как индивидуальная творческая манера художника тесно связана с идеологией в обществе, установками, государственной политикой и др. внешними факторами. Но с другой стороны, яркое проявление индивидуального стиля, настойчивости, умения идти против системы, некоторыми сильными художниками может иметь обратное действие на ход истории.

Конечно, каждый педагог, занимающийся с детьми созидательным делом, хочет привить каждому ребенку любовь к творчеству, которая затем станет полезной привычкой на всю жизнь. Выбирая те или иные методы обучения, на занятиях мультипликацией мы руководствуемся теми задачами, которые хотим решить на определённом этапе бучения. При изучении стилей художников-мультипликаторов (на примере вышеописанного материала), главной задачей перед нами стоит показать два принципиальных подхода к одной и той же деятельности – традиционный и новаторский. Такого рода беседа может выявить у учащихся склонности к новаторству, для дальнейшего построения индивидуального образовательного маршрута.

Чтобы повысить творческую активность детей на занятии, стоит уделять больше внимания тем темам, которые им уже знакомы (техники мультипликации, строение героя, фоны, планы и т.д.), соотносить деятельность больших художников с их деятельностью, использовать наглядный материал. Так как мы держим в голове цель – сформировать у подростков навыки самостоятельной творческой деятельности, после анализа стилей художников-мультипликаторов, стоит разобрать детские рисунки (или мультфильмы, если таковые имеются) и попросить детей самим проанализировать свои работы, с целью нахождения своих (своих товарищей) стилистических особенностей, и словесно их оформить.

Таким образом, беседы о стилях художников – мультипликаторов могут способствовать как повышению общей культуры учащихся, их уверенности в себе (на практической части занятия), так и прививанию детям интереса к творческой деятельности вообще, и, в частности, к художественному творчеству.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1991.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? – М., 2009.
  4. Иванов-Вано И.П. Рисованный фильм. - М: ГОСКИНОИЗДАТ, 1950.
  5. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: «Эгвес», 2008.
  6. Хитрук Ф. С. Профессия  - аниматор в 2-х томах. – М.: Гаярти,  2007.

ТЕХНОСИТИ

Корректор ошибок

Отделы

Хочу продать квартиру. Ипотека можно ли продать квартиру быстро. Можно продать долю в квартире. В каком банке брать ипотеку. Стоит ли брать ипотеку сегодня. На какой срок брать ипотеку. Утепление стен своими руками. Быстрое утепление стен пенопластом своими руками. Технология утепления стен. Ремонт видеокарты ноутбука. Быстрый ремонт видеокарты своими руками. Сколько стоит ремонт видеокарты. В каком банке взять автокредит. Где выгоднее взять автокредит без проблем. Бесплатный сервер wow. Рейтинг серверов wow сайт. Сервера wow mangos. Чертежи самодельных станков. Скачать чертежи станков для холодной ковки. Сверлильный станок чертеж. Договор аренды квартиры. Стоимость аренды квартиры в Москве. Снять в аренду квартиру.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела