Краеведение

База реализации программы: МОУ СОШ № 54

Форма творческого объединения: учебная группа

Направленность:  туристско-краеведческая

Уровень реализации: начальное и основное общее

Организационная форма реализации: групповая

Образовательная область: культурная антропология

Уровень освоения: общекультурный

Способы реализации: репродуктивный (1 год обучения) Ведущее направление деятельности: учебно-познавательное

Продолжительность освоения программы: 1 год

Количество часов:

- 1 год обучения

1

в неделю,

35

в год

Возрастной диапазон освоения программы: 7-10 лет

Базовые программы (название, автор, где опубликована): -Программы историко и литературно-краеведческого направления Магнитогорских авторов: «Отчизноведение» И.В. Андреевой; «Литературное краеведение» Н.Г.Троицкой; «Наш край- Южный Урал»  Е.С. Бабуновой

Дата утверждения: 31.08.2001

Коррекция программы:

в 2007 г. добавлено  методическое обеспечение программы

в 2009 г. разработаны ЦОР

в 2010 г. добавлено приложение

Краеведение является  одним из элементов исторического образования и одним из важнейших элементов патриотического воспитания в школе. Предусматривает, как правило, теоретическую, познавательную и исследовательскую деятельность учащегося по изучению природы, истории, культуры родного края.

В педагогической практике имеются успешные краеведческие программы, расширяющие знания (географические, этнографические, исскуствоведческие, литературоведческие и т.д.) по  истории родного края, но в основном все они рассчитаны на воспитанников среднего и старшего школьного возраста.

В  целях реализации регионального компонента общего образования и выполнения приказа ГУО и Н от 01.07.2004 г., в котором говорится о необходимости организации сквозного курса краеведения, охватывающего различные уровни образования (дошкольное, начальное, основное, общее среднее), была разработана данная программа.

Актуальность  ее  заключается в необходимости начать изучение родного края с младшего школьного возраста. Поэтому главной целью данной программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего свой край, город(его традиции, памятники истории и культуры) и желающие принять активное участие в его благоустройстве и развитии.

Задачи:1. Воспитание гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и своему краю.

2.     Ознакомление с историей и современной жизнью своего города.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста. Обучение будет организовано таким образом: один час в неделю в течение учебного года во всех классах начального звена.

 Особенности программы:

1.     Познавательный материал будет подаваться ступенчато - от родного дома к ближайшей округе и к краю в целом.

2.     Учитывается целостность подачи материала, т.е. информация, предлагаемая ребенку, тесно взаимосвязана с чувствами и эмоциями, вызванными этой информацией.

3.     Решается задача здоровьесбережения.

4.     Учитываются возрастные особенности младших школьников.

5.     Осуществляется развитие речи воспитанников.

               Формы, методы и средства обучения. Основной формой подачи материала является  занятие, на котором с помощью  словесных методов и игровых приемов будет осуществляться знакомство, закрепление и расширение знаний о родном городе и крае.

Достойное место отводится и таким, любимым детьми видам деятельности: экскурсии и учебные прогулки. Широко используется наблюдение за культурной жизнью города и его трудовыми буднями.

                В результате обучения учащиеся получат простейшую информацию о географии края, о жизни южноуральцев в прошлом и настоящем, сведения  о знаменитых гражданах города. Познакомятся со своим краем через объекты, близкие ребятам: свой дом, улицу, ближайший парк, а также с объектами общегородского, российского и мирового значения.

                 К концу года воспитанники должны знать:

        - географическое положение края, города;

        -названия ближайших улиц;

        -названия  распространенных в нашем городе деревьев и кустарников;

        -названия объектов культуры и производства;  

                 Учащиеся должны уметь:

        -на карте города находить названные объекты;

        -различать наиболее распространенные в нашем уральском регионе деревья и кустарники;

        -делиться собственными впечатлениями и наблюдениями;

        -выполнять общепризнанные правила поведения.

                  Результат усвоения программы отслеживается педагогом через наблюдение, анкетирование и диагностику на начало учебного года и при его окончании.

                  Воспитательная работа будет решать следующие задачи:

         1.Воспитание любви к своему городу;

         2.Уважение к   своим близким-людям труда;

         3.Стремление сделать свой город краше.

Этому будут способствовать следующие мероприятия и экскурсии:

         1.Экскурсия по городу «Город мой рабочий»;

         2.Экскурсия трамвайная по маршруту № 26 «Их имена носят улицы»;

         3.Экскурсия загородная «Край Уральский лесной»

         4.Экскурсия к родничку;

         5.Праздник «Покровская ярмарка»;

         6.Праздник «Масленица»

         7.Конкурс «Знатоки города».

                   Работа с родителямиосуществляется по традиционной схеме -родительские собрания два раза в год, привлечение родителей к организации экскурсий, праздников, мероприятий. Кроме того, при необходимости, родители могут получать индивидуальные консультации по интересующим их вопросам воспитания  и обучения детей.

                   Дидактическое сопровождение программы:

          1.Открытки и буклеты «Магнитогорск», «Растения  Урала».

          2.Карта города «Магнитогорск».

          3.Дидактические игры: «С какой ветки детки», лото «Деревья», «Садовые цветы».

  Материальное обеспечение: Занятия проводятся на базе теплицы.   

Организация образовательного  процесса:

Программа рассчитана на один год обучения  воспитанников младшего школьного возраста  по одному разу в неделю, т.е. 35 часов

Учебно - тематический план

Содержание

Теория

Прак

тика

Всего

 

Все дороги ведут к дому.

 

 

 

1

Дом, в котором  я живу

1

 

1

2

Моя семья

1

1

2

3

Нет дороже дружка, чем родная матушка.

1

1

2

4

Без хозяина дом-сирота

1

1

2

5

Жили-были дед да баба

1

1

2

 

Родная улица моя.

 

 

 

6

Мой дом

1

 

1

7

Мой микрорайон

1

 

1

8

Мой безопасный путь в гимназию

1

1

2

9

Улицы микрорайона

1

1

2

 

Так начиналась Магнитка

 

 

 

10

История города. Начало строительства

1

 

1

11

Трудовые и боевые подвиги магнитогорцев

1

 

1

12

Улицы, носящие имена прославленных магнитогорцев (директоров комбината, героев В.О.войны, литературных деятелей, деятелей искусства)

1

 

1

13

История нашей Родины - в названиях улиц

1

 

1

14

Памятники и мемориалы города (памятники трудовой славы, Великой Отечественной войне посвящается)

2

 

2

15

Оформление краеведческого уголка

 

2

2

16

Подготовка к участию в  конкурсе «Знатоки города»

 

1

1

 

Мой город

 

 

 

17

Современный вид города

1

 

1

18

Зеленое кольцо Магнитки

1

 

1

19

Деревья и кустарники нашего города

1

1

2

20

Птицы нашего города

1

1

2

21

Автобусная экскурсия «Город мой рабочий

 

1

1

22

Участие в покровской ярмарке

 

1

1

23

Участие в конкурсе «Знатоки города»

 

1

1

24

Участие в акции «Добрая зима»

 

1

1

25

Участие в масленичной ярмарке

 

1

1

 

 ИТОГО

19

16

35

Содержание деятельности.

Тема: Все дороги ведут к дому.

Осознают значимость родного дома, семьи. Закрепляют знание своих родных, родственные связи.

Тема: Родная улица моя.

Закрепляют знание домашнего адреса. Вместе с детьми определяется безопасный путь в школу и домой. Называют и закрепляют названия  улиц 139 микрорайона. Выставка рисунков «Моя улица».

Тема: Так начиналась Магнитка.

Знакомятся с историей рождения нашего родного города- Магнитогорска. Получают знания о первостроителях Магнитки, об их трудовых подвигах, о подвигах  магнитогорцев в годы Великой Отечественной войны  в тылу и на фронте. История Магнитки в названиях улиц и памятниках. Экскурсии по городу, участие  в конкурсе «Знатоки города»

Тема: Мой город.

По фотографиям, вовремя экскурсий знакомятся с современным видом города, с его природой: деревьями и кустарниками. Закрепляют названия и внешний вид флоры нашего края. Экскурсии на природу « Край Уральский лесной»

Литература

      1.Галигузов И.Ф.Флагман Отечественной индустрии. – М., 1978,1979

      2.Горшков М.Е.Притяжение горы. Магнитогорск, ПМП «Мини Тип» 1996.

      3.Дегтярев А.Г. Легенды и были горы Магнитной.- Магнитогорск,1993.

      4.Дегтярев А.Г. Летопись горы Магнитной.- Магнитогорск,1993.

      5.Слово о Магнитке. - М., 1979.

      6.Юность Магнитки.- М.,1981.

      7.Магнитка. Полвека в строю. Фотоальбом.-М.Плакат.1981.

      8.Магнитка. Сталь и люди. Альбом. /Сост. Бекетов В.П. , Машковцев В.И. и др./ М.Плакат 1979.

      9.Скульптурная летопись города. Памятники и мемориальные доски Магнитогорска. Учебно-методическая разработка. Магнитогорск 2003.

     10.Птицы Челябинской области, занесенные в Красную книгу России. Методическое пособие./ Сост. Генералов С.Е./ Магнитогорск 2005.

Литература для детей:

     1.Андреева И.В. Твоя первая история.(История города в рассказах и фотографиях. Магнитогорск.  2006. 

     2.Андреева И.В., Карпова Н.А. Занимательное краеведение №1.Магнитогорск.2006.

     3.Кондратковская Н.Г. Сердце-Озеро. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство 1984.

     4.Кондратковская Н.Г. Синий камень. Легенды, сказки, поэмы по мотивам преданий Южного Урала.  Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство  1979                       

МЕТОДИЧЕСКОЕ      ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРОГРАММЫ

№ п/п

  Разделы 

Формы организации занятий

Способы и приёмы

Дидактический материал

Формы контроля

1

Все дороги ведут к дому

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Рассказ

Беседа

Чтение литературы

Фотоальбомы

Опрос

Составление рассказа о своей семье

2

Родная  улица  моя

 

 

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Беседа

Наблюдение

Экскурсия

Составление схемы-

маршрута

Участие в выставке

рисунков

Фотографии,

открытки,

буклеты города

Карта города

Опрос

Составление рассказа о своей улице, дворе

3

Так начиналась Магнитка

 

 

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Рассказ

Беседа

Чтение литературы о трудовых подвигах первостроителей, о подвигах магнитогорцев на фронте.

Составление кроссвордов

Словесные и дидактические игры

Фотографии,

открытки,

буклеты города

Карта города

Кроссворды

Опрос

Написание изложения «Судьба семьи в судьбе страны»

Участие в школьном конкурсе знатоков города «Мой город»

4

Мой город

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Рассказ

Беседа

Чтение стихов магнитогорских поэтов

Экскурсии

Фотографии,

открытки,

буклеты города

Открытки, иллюстрации с изображением природы нашего города, деревьев и кустарников, птиц и насекомых

Карта города

Опрос

Высказывание впечатлений о поездках

Участие в городском конкурсе экологов «Тропинка»

                                                                                 Приложение №1

Блиц-турнир.

1.Какой день принято считать днем рождения нашего города?                                            

    / 30 июня 1929 года/

2.Чем знаменит  дом  №27 по улице Пионерской?                                                      

   /первый капитальный дом в городе/

3.Кто из советских космонавтов получил путевку в небо в Магнитогорском аэроклубе? /Попович  Павел Романович/

4.Сколько проспектов в нашем городе?                                                                        

   /Четыре/

5.Назовите самую длинную улицу.                                                                                         

       / улица Кирова/

6.Назовите самую короткую улицу.                                                                                             

   / улица Дарвина - два дома /

7.Назовите улицу, на которой нет жилых домов.                                                                        

  / улица Зеленцова/

8.Самые распространенные  деревья нашего города …                                                          

     / клен, тополь, карагач/

9.Кому из поэтов принадлежат слова: «Мы жили в палатке с зеленым оконцем…»            

  / Б. Ручьеву/

10.Специалистов какого профиля готовит лицей № 13                                                                / рабочих металлургической промышленности/

ТЕХНОСИТИ

Руководитель структурного подразделения "Теплица":
Жадобина Галина Семеновна

 

Корректор ошибок

Отделы

Как правильно класть плитку. Как класть плитку на стену быстро. Класть плитку своими руками. Как выбрать ламинат для квартиры. Какой лучше выбрать ламинат сегодня. Какого цвета выбрать ламинат. Как правильно клеить обои. Как клеить обои на потолок вертикально. Как правильно клеить углы обоями. Интересные самоделки своими руками. Качественные самоделки своими руками фото. Самоделки для дома своими руками. Как сделать потолок в доме. Чем лучше утеплить потолок дома на сегодняшний день. Утепление потолка дома своими руками. Бизнес идеи с минимальными вложениями. Успешные идеи малого бизнеса с нуля. Прибыльные бизнес идеи. Как сделать мебель своими руками. Сделать деревянная мебель своими руками. Сделать мебель своими руками видео. Опалубка для фундамента. Как сделать опалубку для фундамента быстро. Опалубка для фундамента купить.
Отдел интеллектуального развития детей
Основная информация
Малая академия наук
Результативность
Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Перечень исследовательских работ
Анализ деятельности отдела
Программа деятельности отдела
Конкурсы отдела интеллектуального развития детей
Отдел организационно-массовой и досуговой деятельности
Основная информация
Мастера хорошего настроения
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая копилка
Художествеенно-эстетический отдел
Конкурсы художествеенно-эстетического отдела
Основная информация
Физкультурно-спортивный отдел
Отдел туристско-краеведческой и допризывной подготовки
Основная информация
Мероприятия отдела
Положение
Итоги
Лето
Технический отдел
Основная информация
Публикации
Конкурсы технического отдела